Линия Сколково: Город как стимул.

На 13-й Международной архитектурной биеннале в Венеции, стартовавшей в конце августа в Италии, Россия представлена проектом инновационного центра “Сколково”. Экспозиция состоит из двух частей: в цокольном этаже выставочного павильона развернута история создания и развития советских наукоградов. “Это тема жизни “за забором”. Без этой привязки непонятно, насколько иным станет качество жизни в новом наукограде “Сколково”, — пояснил в ходе встречи с журналистами незадолго до открытия выставки в Венеции куратор российского павильона, член градостроительного совета “Сколково”, архитектор Сергей ЧОБАН.


Основная часть экспозиции, посвященная иннограду нового типа и созданная на стыке архитектуры и ИТ, разместилась в верхних залах павильона. Здесь посетители могут познакомиться с генпланом иннограда, предложениями по застройке пяти его районов, а также материалами первого открытого архитектурного конкурса, объявленного Фондом “Сколково” на жилье в районе Технопарка “Сколково”. Вместо привычных для таких мероприятий форматов представления информации — макетов, видеопроекций и распечаток — экспозиция “Сколково” состоит из цифровых панно: стены и потолки залов второго этажа покрывает орнамент из двухмерных штрих-кодов — Quick Response Code, — в каждом из которых зашифрована различная графическая и текстовая информация о “Сколково”. Считать эти данные можно с помощью планшетников, выдаваемых посетителям на входе. По мнению организаторов, знакомство с экспозицией с помощью современных электронных средств весьма схоже с научным познанием мира, когда истина открывается постепенно.
Заявленная тема знаменитой выставки в этом году — common ground (что можно перевести как “общность взглядов”). Проект иннограда в полной мере отвечает тематике экспозиции: в нем органично соединились обращение к традициям совместной работы, коллективные устремления и амбиции, столь необходимые для движения вперед. Как отметил на одной из встреч с журналистами комиссар российского павильона на венецианской биеннале, член градостроительного совета Фонда “Сколково” Григорий РЕВЗИН, на данный момент “Сколково” — лучший российский архитектурный проект как по количеству занятых в нем известных зарубежных и российских архитекторов, так и по качеству уникальных градостроительных и технологических решений.
Но помимо претворения в жизнь современных архитектурных решений, предложенных специалистами с мировым именем, в частности, лауреатами Притцкеровской премии (читай, “нобелевки” в архитектуре) Кадзуо Сейджимой, Ремом Колхасом и Пьером де Мероном, а также такими авторитетами в мире архитектурного дизайна, как Жан Пистр, Дэвид Чипперфильд, Стефано Боери и Мохсен Мостафави, для руководства Фонда “Сколково” важно и формирование среды, одновременно комфортной и благоприятной для инноваций. Отстроить “с нуля” город, сама жизнь в котором стала бы катализатором научно-технологического творчества, создания и коммерциализации различных инноваций, — задача непростая. Дискуссии о том, что же для этого требуется, не утихают. Так, на одном из недавних градосоветов Фонда “Сколково”, прошедшем в Суздале, мнения его участников о среде, стимулирующей научную и творческую активность, явно разошлись. Одни — приверженцы концепции “прямой проекции” (непосредственной взаимосвязи между характером предметно-пространственного окружения человека и его способностью к изобретательству) — уверены, что “Сколково” нужна футуристическая архитектура. Другие считают, что более благоприятное воздействие на креативность скорее окажет традиционная среда, причем с элементами консервативного плана. В качестве примера оппоненты привели сам Суздаль: город, в котором сегодня органично сочетаются разнообразная сеть общественных пространств, стимулирующая активные межперсональные контакты, и камерный масштаб построек.
Вторая точка зрения более близка Олегу АЛЕКСЕЕВУ — вице-президенту Фонда “Сколково”, а теперь и члену недавно созданного по его же инициативе Совета по среде иннограда. Задача совета — отстаивать интересы резидентов Фонда “Сколково”, содействовать формированию сообщества жителей иннограда. Кстати, вице-президент выразил готовность лично участвовать в разрешении возможных конфликтов между проектировщиками и резидентами иннограда. По его мнению, застройка должна носить более рассеянный характер, что будет стимулировать рождение большего числа продуктивных перекрестных контактов между учеными — представителями разных кластеров, университетским сообществом и предпринимателями. С такой постановкой вопроса согласен и Григорий Ревзин. Теперь он вместе с коллегой, директором Центра современного искусства Цинциннати Аароном Бецки, отвечает за координацию работы сразу двух консультативных органов фонда: Градосовета и Совета по среде. Диалоги между архитекторами и потребителями их продукта было решено продолжать и впредь, уже на постоянной основе.
На четырех квадратных километрах — именно такая площадь запланирована для возведения города, аналогов которому нет ни в России, ни за рубежом, — уже идет активное строительство. Первым инновационным объектом, сдача которого в эксплуатацию намечена на начало сентября, станет Гиперкуб: офисно-административное здание-трансформер, расположенное в гостевой зоне иннограда. Его проект выполнен молодым российским архитектором Борисом Бернаскони. Будут в Гиперкубе и двусветные залы со стенами-окнами в два этажа, которые могут при необходимости превращаться в офисы, и сидения, которые легким нажатием соответствующей кнопки убираются в пол, и фасады, выполненные в виде гигантских (31х31 м!) медиа­панелей. Экзоскелет строения (как называет его сам автор проекта) уже высится на просторах будущего иннограда. А впереди еще строительство таких чудес архитектуры, как Купол японки Кадзуо Сейджимы — гигантской прозрачной сферы радиусом более 120 метров, под которой разместятся транспортный пересадочный узел и большая общественная зона, которая сама будет производить энергию, поддерживая комфортную температуру зимой и летом; “Скала” голландца Рейнира де Граафа — весьма сложный архитектурный объект высотой почти в сотню метров, внутри которого разместятся огромный атриум, а также гостиница, кинотеатр, медиатека, галереи и торговые помещения; “кольца” Сколковского института науки и технологий и жилой застройки в этой зоне, спроектированные архитекторами из Базеля Жаком Херцогом и Пьером де Мероном…
Предполагается, что в “Сколково” будет жить 21 тысяча человек, из которых 9,5 тысячи — работники, остальные — члены их семей. При этом еще более 20 тысяч человек будут приезжать в инноцентр на работу ежедневно. Вопрос транспорта в “Сколково” решен в пользу пешеходов: именно они станут главными на улицах иннограда, а вот личных авто здесь практически не будет — их владельцам придется расстаться с железными конями на перехватывающих стоянках еще при въезде в “Сколково”. Тем, кто устал или сильно торопится, будет предоставлена возможность воспользоваться велосипедом или общественным транспортом. Кстати, при выборе допущенной в город техники предпочтение будет отдано транспорту, который не наносит вреда окружающей среде. Здесь решено брать пример с таких европейских государств, как Австрия, Германия, Франция, где много внимания уделяется интеграции различных видов “зеленого” транспорта, выстраиванию экологичных транспортных цепочек.
По словам сити-менеджера Центра инноваций “Сколково” Виктора МАСЛАКОВА, сама планировка иннограда заставит людей ходить пешком, потому что это “неутомительно, интересно и безопасно”: “У нас не будет длинных глухих стен, идти вдоль которых скучно, перекрестков, через которые надо перебегать с риском для жизни, припаркованных на тротуаре автомобилей, превращающих прогулку в бег с препятствиями”. Крытые галереи позволят инноградцам комфортно перемещаться между основными объектами “Сколково” в любую погоду.
Планируется, что основная масса из 30 тысяч работников иннограда будет прибывать сюда по железной дороге с Белорусского вокзала столицы в транспортный хаб, возведение которого уже началось. С территорией “Сколково” его свяжет пешеходный переход, к которому и будет подаваться местный общественный транспорт. В планах также соединить инноград железнодорожным сообщением с международным аэропортом “Внуково”.
Помимо частного автотранспорта не будет в иннограде и частного жилья — только арендуемые помещения. Время аренды будет зависеть от сроков реализации проектов, в которых задействован тот или иной инноградец. На какую-то конкретную разработку, открытие стартапа может уйти год, а может, и три, и десять лет… Все жилье, как закреплено в законе, будет принадлежать только Фонду “Сколково” и продаваться не будет.
При строительстве и обустройстве иннограда предполагается использовать самые разные новые технологии. Так, например, электричество и тепло здесь будут поступать от сжигания древесных отходов. Что касается доступа в Сеть, то запланированная скорость интернет-трафика — до 1 гигабита в секунду. Будут задействованы “умное” управление электросетями и современная система видеонаблюдения. Кстати, в иннограде будут свои полиция и налоговая, а также подразделения других служб: Роспотребнадзора, Ростехрегулирования и т.д.
Что касается досуга инноградцев, то и о нем позаботятся: будет создана большая гостевая зона у основного въезда в инноцентр, ориентированная не только на жителей “Сколково”, но и на его гостей. В составе инфраструктуры этой “гостиной” — и досуговые центры, и спортивные площадки, и иные объекты для любителей активного образа жизни и творчества. Кроме того, здесь запланировано открытие филиала Политехнического музея. Свои досуговые центры будут возведены внутри каждого из жилых районов: в них разместятся ясли, детские сады, начальные школы (среднюю и старшую построят в центральной зоне), спортивные сооружения, бассейны, прогулочные зоны, игровые площадки и пр. Но все эти комплексы будут доступны уже только для резидентов инноцентра.
Как отразится строительство иннограда на жизни той самой деревни Сколково, имя которой он и получил? В фонде уверены, что только положительно. Кстати, забора вокруг инноцентра не будет, и жители соседних поселений смогут свободно посещать центр.
Разработка генерального плана центра завершена. Теперь — дело за созданием проекта планировки, архитектурную часть которого будут выполнять члены Градостроительного совета “Сколково”. Основная же масса объектов будет выставлена на конкурсы, самое активное участие в которых примут российские молодые архитекторы — выпускники, а может, и студенты архитектурных вузов.

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Нина ШАТАЛОВА

На нижнем снимке: Павильон России на архитектурной биеннале в Венеции. Фото Ю.Тарабариной — http://archi.ru 

Нет комментариев