Преждевременный эксперимент?

Китайский ученый объявил о создании генетически отредактированных устойчивых к ВИЧ близнецов. Международное биоэтическое сообщество возмутилось. Об этом сообщает MIT Technology Review; Sciencemag.org.
В преддверии II Международного саммита по вопросам генного редактирования человека (Second International Summit on Human Genome Editing), который недавно открылся в Гонконге, китайский ученый вызвал переполох, объявив о том, что ему удалось изменить геномы двух родившихся в ноябре девочек таким образом, что модификация перейдет к следующим поколениям. Целью генетического изменения было придание устойчивости к заражению вирусом иммунодефицита человека, заявил Хе Цзянькуй (He Jiankui) из Южного университета науки и технологии (Southern University of Science and Technology) в китайском городе Шэньчжэн. Как сообщает Sciencemag.org, это достижение, пока еще не опубликованное в виде научной статьи, вызвало бурю негодования в среде ученых и биоэтиков, которые назвали работу “преждевременной”, “этически проблематичной” и даже “чудовищной”. Китайское общество клеточных биологов (Chinese Society for Cell Biology) выпустило заявление, в котором исследование квалифицируется как серьезное нарушение законов и регламентов, установленных правительством. Университет, в котором работает Хе, начал расследование по поводу проведенной им работы. Открыто поддержал китайского коллегу лишь известный американский генетик Джордж Черч из Гарварда (George Church), который с ним едва знаком.
В комментарии для The Associated Press Хе Цзянькуй сказал, что он изменил эмбрионы от семи пар в ходе лечения бесплодия, беременность наступила лишь в одном случае и это тот случай, когда отец оказался ВИЧ-инфицированным. Целью китайского эксперимента было воссоздание редкого природного генетического варианта, который затрудняет инфицирование вирусом белых кровяных клеток. Для этого Хе вырезал методом генетического редактирования CRISPR-Cas9 область, кодирующую рецептор ВИЧ. Этот рецептор называется CCR5 и находится на поверхности белых кровяных клеток, с его помощью вирус проникает в организм. При искусственном оплодотворении есть возможность снизить вероятность попадания инфицированной спермы, но Хе хотел защитить детей, девочек Лулу и Нану, от ВИЧ-инфекции и в будущем. Сообщая новость о первых людях с отредактированным геномом, Nature News приводит данные недавних опросов об отношении общественности к применению метода CRISPR-Cas9 на эмбрионах. Так, британский Наффилдский совет по биоэтике (Nuffield Council on Bioethics) опросил 319 человек, из которых генное редактирование поддержали 70%. В Китае опросили 4196 человек, и больше половины из них считает модификацию генов целесообразной, если она направлена на избавление от заболеваний.