Спор о мониторинге. Оценивать вузы нужно по обоснованным критериям.

Министерство образования и науки РФ разработало перечень критериев, по которым будет оцениваться деятельность вузов и приниматься решение о сокращении их количества, в том числе за счет присоединения слабых к более сильным. Свое отношение к системным преобразованиям члены Российского союза ректоров (РСР) высказали в ходе видеомоста “Реорганизация высших учебных заведений”, прошедшего недавно в пресс-центре РИА Новости.

Генеральный секретарь РСР Ольга КАШИРИНА: “Реорганизацию невозможно осуществить только “сверху”
— Реструктуризация идет фактически уже шестой год — с момента образования Сибирского и Южного федеральных университетов. Накоплен определенный опыт, позволяющий констатировать: для государства это отнюдь не сиюминутная акция, а долгосрочный тренд, обусловленный новой социально-экономической реальностью. Шесть лет шел переходный период, на основании майских указов Президента РФ Владимира Путина процесс реорганизации приобрел системный характер. Указы построены на трех принципах: защита национальных интересов, социально-экономическая эффективность и прозрачность для социума.
Стоит отметить, что в развитии образования заинтересованы все министерства и ведомства России, в том числе и стратегические, подчиненные непосредственно Президенту РФ. Уже несколько лет Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие самостоятельно проводят реструктуризацию подведомственных вузов. Происходит это по-разному. Если Министерство обороны пошло по пути жесткого сокращения числа высших учебных заведений, то Министерство внутренних дел укрепило действующую сеть. В соответствии с логикой президентских указов эти процессы необходимо синхронизировать и проводить в дальнейшем на регулярной основе. Недавно к Высшей школе экономики был присоединен Московский институт электроники и математики, к Московскому институту стали и сплавов — Московский государственный горный университет. Такие слияния приводят к тому, что вуз становится межведомственным. РСР в прошлом году предложил объединить усилия ведомств, региональных властей, работодателей и профессионального сообщества в проведении реструктуризации системы образования и сформировать межведомственный координационный совет. Предложение нашло активную поддержку союзов работодателей, Торгово-промышленной палаты. Мы надеемся, что эта идея скоро станет реальностью.
Показателен пример Казанского (Приволжского) федерального университета: процессам реструктуризации в нем предшествовали подготовка и согласование со всеми заинтересованными органами государственной власти, со всеми промышленными предприятиями, вузовскими коллективами и программами развития. Так должно быть в каждом случае. Реорганизацию сегодня невозможно осуществить только “сверху”. Время административно-командных решений прошло. Именно вовлеченность различных заинтересованных сторон, в особенности коллективов самих университетов, обеспечит планомерность и эффективность, в значительной мере снимет социальную напряженность.
Актуальный вопрос — качество образования. Для синхронизации процессов развития государственного и негосударственного секторов образования в параллель к Координационному совету РСР предлагает развивать, кроме государственной, систему регулярной общественно-профессиональной аккредитации. Нужно дать право профессиональным сообществам и общественным объединениям проводить мониторинг деятельности государственных и негосударственных вузов и брать на себя часть ответственности за их работу.
Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, ректор Воронежского государственного университета Дмитрий ЕНДОВИЦКИЙ: “Необходимость оценить эффективность вузов назрела давно”
— Первоначально перечень показателей эффективности деятельности вузов был близок к набору одной из версий Шанхайского рейтинга. Минобрнауки инициировало публичное обсуждение этих показателей. РСР, регионы отправили в министерство свои предложения по их совершенствованию. В результате получился довольно сбалансированный список критериев с учетом современной ситуации. Важно, чтобы мониторинг деятельности вузов проходил на системной основе. Потому и возникла идея публичной отчетности. Вузы влияют на экономическую, социальную, культурную и политическую ситуацию в регионах. Чем прозрачнее процессы, в них протекающие, тем понятнее, насколько эффективно расходуются государственные деньги, насколько активен менеджмент университета. А родителям ясно, куда направлять учиться детей. Необходимость оценить эффективность вузов назрела давно. Стратегии вузов на выживание любой ценой привели к серьезным проблемам: слабая наука, непрофильные направления подготовки, не согласованная с потребностями рынка труда структура учебных программ, абитуриенты с низким баллом ЕГЭ… Новый подход позволит изменить структуру высшего образования. Важно, что Минобрнауки собирается согласовывать свои решения с руководителями регионов.
Ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей РУДСКОЙ:
“Нужны всероссийские и региональные центры превосходства”
— Всем очевидно, что качество подготовки наших специалистов падает. Если 10 лет назад было 630 вузов, то сегодня их 1115. За последние пять лет в ведущие вузы вложили много средств. Но очень часто эффективность этих средств была минимальной. Они неправильно распределялись, не были развиты точки роста. Сейчас в России нет университетов — реальных мировых лидеров. Даже в вузах с лучшими лабораториями зачастую не хватает квалифицированных кадров для того, чтобы эти лаборатории обслуживать. Мы до сегодняшнего дня не подготовили конкурентоспособных учебных программ мирового уровня, не создали привлекательных условий для того, чтобы ведущие ученые ехали к нам работать, заинтересовавшись проводимыми исследованиями. Насущный вопрос, стоящий перед ректорами: какой путь выбрать в развитии своего вуза? Я считаю, что нужны всероссийские и региональные центры превосходства.
Ректор Сибирского государственного медицинского университета Вячеслав НОВИЦКИЙ:
“Я сторонник самых жестких мер”
— Я всецело поддерживаю намерение Минобрнауки по реформированию университетской сети. Высшее образование на данном этапе развития России должны получать далеко не все. Я не уверен, что слияние слабых и сильных вузов усилит последние. Я сторонник самых жестких мер: аккредитации и сокращения числа вузов. Можно перевести университеты в статус институтов, пусть готовят специалистов среднего звена. А образование университетское — это элитное высшее, в нем учебная деятельность должна сочетаться с научно-исследовательской. Нужно менять менталитет людей, работающих в вузах. Преподавать студентам в университетах следует тем, кто занимается наукой. Необходима дифференциация вузов, в том числе и отраслевых. В Министерстве здравоохранения РФ такой нет.
Меня удивил в критериях оценки пункт “Число иностранных студентов, за исключением стран СНГ, Прибалтики и Грузии”. Показатель количества учащихся из других государств есть во всех рейтингах мира, но там абсолютно все равно, из какой страны человек приехал. Учитывая нашу демографическую ситуацию, российские вузы, наоборот, должны привлекать студентов из постсоветского пространства: они знают русский язык, легко адаптируются в нашей социально-культурной среде. Лучшие из них смогут остаться работать здесь — для Сибири и Дальнего Востока это особо актуально. В университетах необходимо создать конкурентоспособную среду со ставкой на молодых. Именно молодые профессора имеют высокий уровень публикаций и приносят 90-95% денег по грантам.
Еще один момент: я глубоко убежден в том, что, пока не будут созданы крупные университетские центры с привлечение академических институтов, решить задачу вхождения пяти российских вузов в топ-100 лучших университетов мира нам не удастся.
Проректор Национального исследовательского Томского государственного университета Владимир ДЕМКИН:
“Критерии мониторинга несовершенны”
— Показатели, по которым проводится мониторинг деятельности вузов РФ, должны дорабатываться: критерии мониторинга несовершенны. Если цель — развитие образования и повышение его качества, то основой оценки учебного заведения должна стать научная школа. Главный приоритет — ее сохранение и развитие. Очень важно при мониторинге создать равные для всех вузов возможности показать свой потенциал. Сейчас критерии мониторинга, на мой взгляд, не очень объективно отражают деятельность региональных вузов, давая преимущество столичным. Взять, например, максимальный балл ЕГЭ. Сегодня дети с высокими показателями стремятся поступить в московские университеты и только потом ищут вуз в регионах. Еще: в мониторинге почему-то не учитывается, какое место занимает российский вуз в международных рейтингах. Конечно, не так много наших университетов сегодня в них участвуют, еще меньше входят в топ-200 или топ-500. Но это рейтинги, имеющие установившиеся правила, обладающие определенным авторитетом в мире, и сам факт вхождения в такой рейтинг характеризует вуз как прогрессивный.

Подготовила
Татьяна Чернова

Нет комментариев