Поиск - новости науки и техники

Каждому своё? Ведущим вузам понадобились дипломы собственного образца.

Выступая на недавнем образовательном форуме “Алтай-Азия 2012” с программным докладом, генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина высказалась о необходимости отказаться от выдачи дипломов о высшем образовании государственного образца. На пресс-конференции в РИА Новости она подробно рассказала о новой модели университета, способного быть конкурентным в современном мире и при этом отвечать интересам всех участников образовательного процесса.
В России уже есть успешные примеры использования дипломов собственного образца – Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет три года осуществляют подобную практику. Но применить новую систему дипломов смогут позволить себе не только такие флагманы отечественного образования. Сейчас около 100 российских вузов реализуют 500 образовательных программ на базе двойных дипломов. Абсолютные лидеры среди них – Московский государственный институт международных отношений, НИУ “Высшая школа экономики”, Российский университет дружбы народов. И именно эта сотня наиболее готова к переходам на новые дипломы, отметила Ольга Каширина.
“Дипломы собственного образца – это новый уровень академической свободы и ответственности вузов за результат, – завила она, – мы стремимся к изменениям вузовского климата, среды”. Для каждого студента учеба в университете станет работой, начиная с первого курса. Они будут трудиться в лабораториях, малых вузовских предприятиях, и вуз сделает все, чтобы студент начал реализовывать себя как можно раньше. К научно-технической деятельности привлекут весь профессорско-преподавательский состав. Грубо говоря, в стенах технических вузов уже не будет студентов-старшекурсников, работающих параллельно официантами. В совокупности это приведет к обновлению академической среды вуза и качественно новой мотивации к развитию. И именно партнерство между студентами и преподавателями станет новым качеством образования, считает Ольга Каширина.
Не менее важно, по ее мнению, смягчить государственный контроль учебного процесса в вузе и вместо этого сосредоточить внимание на результатах обучения. При этом университетам необходимо самостоятельно определять инструментарий решения поставленных государством и обществом задач. Но учебные учреждения должны быть готовы к тому, что государственно-общественный контроль результатов их деятельности будет намного жестче. При принятии дипломов собственного образца встанет вопрос об их связи с госстандартами. “Государственные экзамены станут базой для формирования собственных стандартов вуза, – заявила генеральный секретарь РСР, – в новых госэкзаменах акцент переместится с требований к условиям на требования к результату, то есть перечню навыков, знаний, умений, компетенций выпускника”. Госэкзамену придадут более высокий статус – он станет инструментом доступа на работу в государственно-муниципальную службу. Он будет выделен из вузовской системы в самостоятельный институт, а сдавать его будут в обязательном порядке студенты-бюджетники. Именно они составят основу государственного кадрового резерва.
Инициатива РСР получила как позитивные отклики, так и негативные. Но более того, породила много вопросов. Не столкнутся ли госэкзамены с такими же проблемами, как ЕГЭ? Не вызовет ли это новый всплеск коррупции? Что будет с процедурой госаккредитации?
Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина в интервью с Росбалтом высказалась довольно резко: “Не ясно, каких результатов РСР рассчитывает добиться в случае, если все вузы будут выдавать дипломы собственного образца. Автоматического повышения качества образования в вузах инициатива не даст. Повысит ли конкуренцию? Я не уверена. Мне кажется, это сомнительная инициатива”.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев