Паспортный контроль. Образовательные учреждения обязали провести энергоаудит.

РИА Новости и Минобрнауки РФ запускают новый совместный проект по энергосбережению, сообщили журналистам на пресс-конференции “Школы и вузы: зачем нужны энергопаспорта?”.
Заместитель руководителя Центра социальных рейтингов группы РИА Новости Наталья Тюрина рассказала, что агентство планирует за два следующих года создать на своей площадке отдельный информационно-аналитический ресурс и организовать целый комплекс мероприятий. Ведущие специалисты будут рассказывать преподавателям, родителям, детям о процессах энергосбережения в России. “Основной фокус проекта — на обучении энергоэффективности”, — заявила Наталья Тюрина. Сегодня Великобритания, Австралия, США активно формируют экологическую культуру у подрастающего поколения и педагогического сообщества. Например, в некоторых странах практикуется давать детям задание узнать, как долго сегодня в его классе горел свет. Ребенок должен ввести данные в специальную программу, и она покажет, выполняет ли его школа нормы использования энергии. В Великобритании одним из критериев эффективности школ является экономия средств, выделенных государством на оплату электроэнергии и водоснабжения. Словом, подходы у всех разные, но цель одна. Поэтому РИА Новости решило перенять опыт у своих зарубежных коллег и начать просветительскую деятельность в области энергосбережения. Первая крупная программа увидит свет уже в начале 2013 года. Результатом станет большая карта, на которой будет показано, кто и сколько сэкономил энергии в системе образования.
Что такое энергопаспорт и зачем он нужен образовательным учреждениям, объяснил руководитель Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения Минобрнауки РФ Владимир Фролов. Получение энергопаспорта включает в себя пять этапов. На первом при участии руководства и специалистов образовательных учреждений собирается информация. На втором проводится инструментальное обследование, чтобы понять, где и как реально тратятся энергоресурсы. На третьем составляются энергетические балансы. Четвертый — самый важный, здесь определяются программы энергосбережения и разрабатываются мероприятия, которые позволят снизить энергопотребление. И на последнем этапе уже оформляется документация. Энергопаспорт — документ, отражающий данные энергетического обследования: общие сведения об объекте, об оснащенности приборами учета, об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности. Там же должны быть обозначены сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов, рекомендации по их сокращению, потенциал энергосбережения. Кроме того, в документе указываются оценка возможной экономии энергетических ресурсов, перечень типовых мероприятий по энергосбережению, а также по повышению энергетической эффективности.
Уже сейчас становится понятно, что далеко не все учреждения успеют оформить такой паспорт в срок. “Это одна из проблем, стоящих на повестке дня. В первом полугодии 2012 года очень небольшой процент учебных заведений провели энергоаудит и получили энергопаспорта, несмотря на то что с 1 января 2013 года за отсутствие документа с учебного заведения будет взиматься штраф”, — озабоченно отметил Владимир Фролов. Проводить аудит, по идее, должны специальные компании, но сегодняшние организации, по его словам, делают это непрофессионально и необоснованно дорого. В случае с учебными учреждениями ответственность падает на плечи кого-нибудь из преподавателей. К примеру, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет стал одним из первых, кто самостоятельно провел аудит зданий. Закон дает возможность вузам самостоятельно проводить данную процедуру. Но, к сожалению, не все учреждения могут себе это позволить. Поэтому эксперты советуют обращаться по всем вопросам в центры энергосбережения, которые есть в каждом городе и регионе. А также по “Горячей линии” Министерства образования и науки РФ: (495) 708-38-65.
Подготовка энергопаспорта — лишь первый шаг на пути снижения энергетических затрат учреждений образования и формирования энергосберегающего поведения учащихся и преподавателей. Федеральный закон предписывает всем бюджетным учреждениям, включая вузы, школы, детские дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования, сокращать ежегодно энергопотребление на 3%. В случае выполнения закона к концу 2014 года экономия составит уже 15%, отметила заместитель генерального директора ООО “Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС” Тамара Меребашвили. Ведь сегодня учреждения образования могут получить значительный экономический эффект от внедрения энергосберегающих технологий за счет новых материалов и различных технологических решений. Среди них — установка приборов учета потребления электрической и тепловой энергии, пластиковых окон, теплоотражающих экранов за радиаторами отопления, энергосберегающих ламп и др. Такие меры позволят экономить около 25% тепловой и 15% электрической энергии. А сэкономленные деньги пойдут на нужды учебного заведения — на оборудование, библиотеки и зарплаты педагогам.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев