Нужное расслышат. Неожиданные аплодисменты, как прожектор, высвечивают в докладах самое важное.

Учителя — те же школьники, только постарше. Если им неинтересно, будут зевать или говорить о своем с соседом. Особенно если их много соберется вместе. Слушают молча они только под взглядом непосредственного начальника. Я убедилась в этом, побывав на II съезде учителей и работников образования государств-участников СНГ, что проходил в Ереване. Съехалось на него порядка 500 педагогов, а также несколько руководителей министерств, академий и прочих крупных образовательных структур из 9 бывших советских республик — ныне независимых государств.
Для большинства гостей 18 октября в Ереване началось с сильных впечатлений: возложения белых гвоздик к Вечному огню в мемориальном комплексе памяти жертв геноцида 1915-1923 годов, посещения музея, экспозиция которого посвящена той же теме. Многие видели мемориал впервые и, оглушенные впечатлением, возвращались в день сегодняшний, отвернувшись от всех, разглядывая Арарат. Священная для армян гора, словно дымкой, вычерчена была на небе далеко за пределами Армении. Тихо, почти без разговоров, гости дошли до спортивно-концертного комплекса имени Карена Демирчяна. И только тут, окунувшись в атмосферу выставки по тематике своей профессии, зашумели, стали что-то поправлять на стендах, демонстрировать коллегам удачные издания своих стран, радоваться встрече с друзьями, с которыми познакомились на I съезде учителей СНГ в Астане пару лет назад. Заметим, что II съезд проводился в соответствии с Планом приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ на 2011-2012 годы, одобренным Советом глав правительств СНГ, при поддержке Международного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС), при участии Национального фонда обу­чения и Минобрнауки Армении. Не важно, что некоторые делегации состояли всего из нескольких человек, но и им все были очень рады, а Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Россия и Белоруссия прислали значительные команды. Как настоящие учителя, они приехали с “домашними заготовками”  — массой методических материалов, педагогических изданий, подарков и продуманных предложений.
Открывая съезд, премьер-министр Армении Тигран Саркисян заметил, что в современном мире меняется логика развития. Его основой становится не производство товаров, а производство новых знаний. В связи с этим правительства обязаны переместить образование в системе функций государства на первое место. Соответственно, если основной процесс человека — мыследеятельность, то надо создавать условия, чтобы этот процесс был непрерывен. А так как знания, которые мы преподаем, быстро устаревают, наша задача — научить детей работать с новым знанием, воспринимать его. Надо дать человеку возможность в течение всей жизни пополнять свои знания, то есть существовать в логике постоянного обучения. Это особенно важно в мире, где взаимовлияние усиливается изо дня в день:  Армения не может выстроить эффективное образование вне рамок СНГ.
Продолжая тему, председатель Исполнительного комитета СНГ — исполнительный секретарь Сергей Лебедев отметил, что заявленная организаторами съезда основная тема “Современные направления развития национальных систем образования в контексте сотрудничества государств-участников СНГ”, а также проблематика запланированных круглых столов не только представляют профессиональный интерес, но и являются весьма значимыми в контексте дальнейшего наращивания разнопланового взаимодействия в гуманитарной сфере. “Ведь богатые исторические традиции и дружба являются весомым ресурсом устойчивого развития и прогресса”, — подчеркнул он.
Интересно начал свое выступление министр образования Республики Армения Армен Ашотян. Будто продолжая полемику с теми, кто твердит, что пора прекратить бесконечные реформы образования последних 20 лет, он, отдав должное предшественникам, построившим вполне конкурентоспособную школу в государствах СНГ, тем не менее, заявил, что образовательная система ХХI века обречена на перманентные изменения и что реформы в образовании Армении никогда не закончатся. Они, мол, ответ на постоянные новые задачи, вызовы и угрозы, которые преподносит людям меняющийся мир.
Далее рассуждения о поиске золотой середины между национальным и международным в образовании мне показались затертыми. Все всегда ратуют за национальную школу, а в итоге копируют опыт развитых стран. И вдруг зал, казалось, давно болтающий о своем, вспыхнул аплодисментами. Это министр упомянул Национальный проект Армении — обязательное преподавание шахмат в младших классах. Я просто поразилась, как мгновенно участники съезда оценили инновацию, как откликнулись на тезис министра о том, что “преподавание шахмат во 2-4 классах воспитывает логическое мышление, дух лидерства, дает детям опыт личной интеллектуальной борьбы”, и порадовались предложению получить необходимые материалы, образцы учебников и методичек. Получат ли? Внедрят ли у себя, как Армения, как Казахстан? Время покажет. Но это, безусловно, опыт, который может стать бесценным для всех нас в СНГ, который претендует на роль крупного евразийского проекта…
Дельные предложения внес замминистра образования и науки РФ Игорь Реморенко. Суть их: совместные образовательные программы по развитию математического образования, которое является нашим конкурентным преимуществом на глобальном мировом пространстве. Его можно развивать, считает Реморенко, за счет кооперация вузов, институтов, заочных школ. Тем более что заочное обучение по интересам за последние пять лет выросло в России в семь раз. В основном к этому типу обу­чения прибегают учащиеся сельских школ, когда получают возможность изучать предметы по выбору в 10-11 классах.
Второе предложение — олимпиады школьников СНГ, победители которых смогут получить шанс поступить открыто и прозрачно в вузы, найти себя в профессиональном образовании наших стран. Почему бы не обсудить порядок приема в вузы, чтобы найти самый оптимальный вариант?
Третье — пора заводить общие проекты по оценке качества обучения, прежде всего в высшей школе СНГ. Плюс можно организовывать совместные научные и исследовательские проекты, в том числе и с предприятиями.
Несколько заявок в общую копилку креативных идей СНГ подал министр образования Белоруссии Сергей Маскевич. Он рассказал, что белорусские университеты поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического сотрудничества с 58 странами мира. Наиболее тесное взаимодействие у них с коллегами из России, Украины, Польши, Китая, Казахстана, Германии, Франции, Индии и Южной Кореи. По мнению Маскевича, в СНГ необходимо более последовательно и энергично внедрять новые, современные формы досуга школьников и молодежи, усиливать взаимодействие со всеми заинтересованными в преодолении деструктивного влияния социальных сетей, но при этом обязательно использовать их сильные организующие возможности. Ибо образование, сказал министр, нужно рассматривать как целостный процесс, включающий наравне с обучением и воспитание гражданской ответственности и патриотизма, высокой нравственности и духовности.
Так, в целях укрепления дружбы и сотрудничества между творческой молодежью наших стран Сергей Маскевич предложил учредить международный студенческий фестиваль СНГ и провести его в городе Горки Могилевской области на базе Белорусской сельскохозяйственной академии. Понимая важность роли педагога в непрерывном развитии современного общества, белорусский министр предложил рассмотреть возможность создания общих для стран СНГ программ педагогической мобильности. Ведь практически во всех государствах Содружества актуальными являются вопросы повышения престижа педагогического труда, привлечения в вузы лучших абитуриентов, совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. “В качестве ключевого фактора такого развития профессионализма учителя, — сказал С.Маскевич, — мы предлагаем организовать ежегодный фестиваль педагогического мастерства, в котором будут принимать участие победители и лауреаты конкурсов педагогов из разных стран. Опыт проведения таких мероприятий в Белоруссии есть, и мы будем рады расширить его масштабы”.
Второй день съезда участники провели в Ереванском госуниверситете, разойдясь по круглым столам нескольких сессий, где подробно обсуждали те же темы. В итоговой резолюции съезда делегаты отметили, что первостепенной задачей государственной политики в области образования государств-участников СНГ являются неуклонное и последовательное осуществление мер, направленных на обеспечение доступности и мобильности образования, улучшения его качества, укрепление экономического и финансового положения учреждений образования, повышение роли и статуса педагога. Назван был и город, который удостоится чести принять в 2014 году III съезд учителей и работников образования СНГ, — Минск.
В те же дни в Ереване прошли XIX конференция министров образования государств-участников СНГ и XXV заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. Участников конференции министров образования принял президент Армении Серж Саргсян. Приветствуя гостей, он подчеркнул, что с созданием Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ работа между нашими странами в этой области стала более скоординированной. И что такие встречи, как нынешний съезд учителей, имеют большое значение с точки зрения обмена опытом, ознакомления с достижениями друг друга. Глава государства познакомил участников встречи с осуществленными в Армении реформами и существующими в сфере образования проблемами. Многие из них — общие для стран СНГ.
Например, рост института репетиторства. Процесс этот крепнет, кстати, не только в СНГ, но и в Европе, он все больше вытесняет обычные занятия в старших классах.
По словам министра образования Армении Армена Ашотяна, даже при том, что армянским школам в прошлом году разрешили подбирать самостоятельно 70 процентов преподаваемого контента в старших классах, стремление поступить в вуз заставляет ученика зациклиться на трех-четырех предметах. При этом долгожданную свободу, предоставленную школе, не все одобряют, не все готовы взять на себя ответственность за нее. Поэтому взаимодействие и кооперация в сфере образования и науки стран СНГ — общественный запрос со стороны жителей наших стран, работников сферы образования.
— Нам видится ошибочным, что выбор детьми собственного пути мы невольно суживаем только вузом, — сказал министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич. — После базовой школы надо принимать решение, куда идти, а у выпускников старшей ступени школы в СНГ главная задача — поступить в вуз. Надо бы ориентировать на выбор профессии в целом. Далеко не каждому нужно высшее образование, многие гораздо успешнее состоятся в роли профессионалов, получив начальное и среднее специальное образование. Ведь нашим экономикам нужны кадры разной квалификации.
Эту тему продолжил ректор Института профессионального образования Республики Беларусь Аркадий Шкляр, представивший идею сетевого колледжа СНГ. Предложив в таком колледже сделать упор на первом этапе на подготовку кадров для сфер строительства, машиностроения, жилищно-коммунального, сельского хозяйства, на втором — для нано-, био-, фармо-, авиа- и космической индустрии, он озвучил свое видение организации такого учебного заведения. Через создание соответствующих ресурсных центров, с концентрацией опыта разных стран. Идея заинтересовала, но, думается, до ее реализации еще надо очень многое сделать.
Новым оказалось и сообщение Армена Ашотяна о том, что Армения стала девятой страной, которой  доверена ответственность за организацию Болонского процесса на ближайшие три года. До 31 июня 2015 года Армения возьмет на себя функции секретариата Болонского процесса, который обеспечивает сближение и гармонизацию систем образования стран Европы во имя  создания единого европейского пространства высшего образования. Учитывая, что пять стран СНГ все-таки включены в Болонский процесс, надо подумать об издании образовательных документов по квалификации. Процесс этот сложный даже на национальном уровне, не то что на международном, но им есть смысл заниматься. Надо думать и об организации системы ранжирования вузов. Пока каждый из нас хочет иметь свою такую систему, но, может, стоит подумать о создании ее для вузов СНГ? Нам ведь нужна объективная информация друг о друге.
— Причем эту оценку работы вузов стоит проводить с учетом мнения работодателей о выпускниках, — тут же отозвался вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.
А Белоруссия развила предложение о ранжировании вузов до создания рейтингового агентства СНГ с ориентацией на европейское пространство, где подобная работа ведется давно и успешно.
Отдельная информация о результатах совместного проекта МФГС и ­ЮНЕСКО “Рекомендации по развитию художественного образования и образования через искусство в государствах-участниках СНГ” была представлена на конференции заместителем исполнительного директора МФГС Светланой Терехиной. Она рассказала, что были проведены исследования в области эстетического образования в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистане, Узбекистане и Украине, представлены аналитические доклады, состоялись встречи экспертов из разных европейских стран. Одна из рекомендаций — создать Ассоциацию художественного образования государств-участников СНГ и предусмотреть встречи ее лидеров в рамках форумов научной и творческой интеллигенции.
На заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, которое прошло 19 октября, были обсуждены и одобрены проекты Плана приоритетных мероприятий сотрудничества государств-участников СНГ в области образования на среднесрочную перспективу и Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств-участников СНГ для поступления и обучения в учебных заведениях стран Содружества, которые решено внести в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств Содружества. Подробно говорили и о разработке программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, одобрены были предложения об участии в мероприятиях, посвященных Году экологической культуры и охраны окружающей среды в СНГ (2013 год), а также планы по расширению применения дистанционных образовательных технологий в СНГ.
В соответствии с решением XIX конференции министров образования государств-участников СНГ XX юбилейная конференция министров и очередное заседание совета пройдут в 2013 году в Минске.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора и пресс-службы
правительства Армении

Нет комментариев