От частного к общему. Впервые за века достояние семьи Мосоловых стараниями ученых представлено ценителям искусства.

В дни работы выставки “Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых”, подготовленной Отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, прошла научная конференция. К участию в ней пригласили искусствоведов, историков культуры, сотрудников архивов и музеев. Как отметил заместитель руководителя научно-образовательной части ГМИИ Андрей Толстой, выставка эта — очередная, но не последняя: на протяжении ряда лет музей организует экспозиции, объединенные темой “Коллекции и коллекционеры”. Так, в честь столетия ГМИИ им. А.С.Пушкина несколько месяцев выставляли “Портреты коллекционеров. Западноевропейское и русское искусство из частных собраний Москвы”. Экспозиция “Под знаком Рембрандта” — из того же цикла. От нее, как признался Андрей Владимирович, устроители “не ждали больших откровений”, но, когда предметы коллекции были сгруппированы, даже специалисты увидели их в новом свете. “Контекст произведений и соотношение их между собой, круг интересов коллекционера представляют огромный интерес для потомков — это отражение особых процессов в русской гуманитарной культуре”, — подчеркнул А.Толстой.
Наслаждаясь произведениями искусства, посетители музеев зачастую и не подозревают об объеме научной работы, которую приходится проводить организаторам выставки прежде, чем ее открыть. Доклады, сделанные на конференции, раскрыли эту “подводную часть”. Об истории коллекции семьи Мосоловых рассказала куратор выставки, хранитель отдела графики ГМИИ им. А.С.Пушкина Наталья Маркова.
Коллекция Мосоловых, несмотря на то что поступила в музейные фонды еще в начале прошлого века, до этого года не была представлена зрителям. Часть ее по завещанию Николая Семеновича Мосолова-младшего, гравера, академика гравюры и потомственного собирателя, попала в Румянцевский музей в 1914 году, а спустя 10 лет перекочевала в Музей изящных искусств. Поскольку собрание было цельным, его не распылили по разделам, в соответствии с художественными школами разных стран.
Изначально работа над выставкой не предвещала особых сложностей, рассказала Наталья Маркова. Но изучение первых же материалов архива Мосоловых (а он насчитывает 150 тысяч единиц — книги, каталоги и т.д.) заставило иначе взглянуть на все собрание. В документах говорилось не о коллекции, а о коллекциях Мосоловых — во множественном числе. То есть, как оказалось, Мосоловы собирали не только графику XVII века, но и живопись, бронзу, восточные редкости, гравюры XIX века… И вот они-то уже разошлись по школам — английской, французской… Рукописные каталоги позволили найти их, объединить. Ведь, как заметила куратор, “исторически более справедливо показать весь спектр художественного собрания”. Так, была реконструирована коллекция скульптуры, хотя прежде никогда собрание Мосоловых со скульптурой не связывали. По архивным документам удалось выявить около 60 картин старых мастеров, собранных Мосоловыми. В тетради Николая Мосолова, содержащей описание офортов, их перечислено 357 (!), в известном специалистам справочнике, посвященном русским граверам, указано только 200 работ.
Проследив историю развития коллекций и выявив индивидуальность каждого собирателя, специалисты ГМИИ включили в каталог массу новых сведений как о деде, Николае Семеновиче Мосолове-старшем (1775-1895), так и о внуке — полном тезке, жившем в 1847-1914 годах.
Знатоки утверждают, что Мосолов-старший больше всего интересовался старыми мастерами итальянской, фламандской и голландской школ. Единственный сын Семен Мосолов (1812-1880) продолжил дело отца. Первым его приобретением стала коллекция офортов Рембрандта. Особая роль Семена Николаевича в том, что он составлял каталоги офортов великого голландца. Один из них в наше время обнаружили в Нидерландах. Сын же его — Николай Семенович Мосолов — также пополнял коллекцию. Он стал одним из наиболее авторитетных знатоков и первых популяризаторов искусства Рембрандта.
Он также увлекся и гравюрой на меди — результатом его трудов стали 26 гравюр с произведений Рембрандта. Лучшие из них были объединены в альбом, выпущенный в 1876 году тиражом 115 экземпляров на японской бумаге.
Последний известный адрес проживания Мосолова-младшего — “Дом Абрикосовых” в Большом Успенском переулке (сейчас Потаповский переулок, дом 5, корпус 1). Хозяин оформил квартиру по своему вкусу. На стенах, столах, подоконниках располагалась вся знаменитая коллекция. На сохранившейся с тех времен фотографии Николай Семенович сидит с гравюрой в руках у себя в кабинете, а на стене висит портрет его деда, написанный Орестом Кипренским.
И все-таки на все вопросы организаторам выставки ответить не удалось. Например, остается загадкой, что же это было за собрание, легшее в основу коллекции офортов Рембрандта, — 171 лист, приобретенный Семеном Николаевичем Мосоловым в 1854 году в России. Скорее всего, их привезли из-за рубежа. Но кто?
Работа по изучению историй частных коллекций XVIII-XIX веков продолжается. В ГМИИ им. А.С.Пушкина она становится все более последовательной и интенсивной.

Татьяна Чернова

Нет комментариев