Поиск - новости науки и техники

Стимулом по карману? “Изобретения” чиновников заставляют молодых ученых покидать страну.

В “лихие девяностые” один известный советский академик, слыша роптание своих коллег на тяготы жизни и отсутствие денег, говорил, что им должно быть стыдно, что заниматься наукой так интересно, что им самим надо оплачивать такую предоставленную государством замечательную возможность. Может быть, и шутил…
Но, похоже, наше государство так думает всерьез. Слышны речи, что молодых в науке надо поддерживать, что уровень минимальной заработной платы достиг 12 тысяч рублей! Но при этом известно, что младшие научные сотрудники, окончившиеся и университет, и аспирантуру, получают, например в МГУ, менее 10 тысяч. Одновременно чиновники Минобрнауки сетуют, что молодые люди, получив российское образование, бегут за рубеж… к лучшей жизни. Государство вкладывает в их образование деньги, а они бегут!
Поэтому пусть оплачивают свое образование, тогда, говорят чиновники, у них будет стимул хорошо учиться, после чего можно найти работу с хорошей зарплатой. Возникает только вопрос: где, в каких вузах и НИИ нашей страны студентам и молодым научным сотрудникам предоставят высокооплачиваемую должность? (Кстати, напомню, что “стимул” – очень древнее слово и означает оно кнут из сушеного бычьего… ну, в общем, предмета для битья рабов). В своих высказываниях чиновники ссылаются на платное образование в других странах, но известно, что, например, в Германии и Франции кроме бесплатного образования учащиеся получают и дополнительные преференции, которых у нас и в помине нет.
Нашу науку поддерживают двумя способами – госзаказами и грантами. Про госзаказы ничего сказать не могу, хотя говорят, что там размер отката сопоставим с величиной финансирования. Что касается грантов…
Вот ученый подал заявку на грант в какой-нибудь российский фонд, вот его заявка выиграла конкурс, вот фондом определен размер финансирования. Замечательно! Но… Во-первых, выделенного финансирования явно не хватает для решения всех задач, поставленных в проекте. Во-вторых, финансирование поступает к августу, а бывает, как, скажем, в этом году, и значительно позже. В-третьих, для выполнения множества исследований и экспериментов надо купить определенные материалы, а иногда и оборудование. Тут-то и начинаются приключения. Было время, правда, недолгое, когда ученый мог пойти в магазин или обратиться в нужную компанию, выписать счет на то, что выбрал, заплатить из средств своего гранта и получить товар и документы.
А как сейчас? Надо оформить стандартный гражданско-правовой договор страниц этак на 10 в трех экземплярах, потом его подписывают обе стороны (нужна не ваша подпись, а руководителя организации), потом регистрируют, потом выписывают счет. При этом чиновники требуют, чтобы сначала поставщик доставил товар с документами к вам, а потом ваша организация должна оплатить счет. Не самый быстрый процесс! И если деньги не истрачены, то в декабре их у вас отберут. Когда кто-нибудь негодует, ему советуют такую схему: выплатить всем зарплату и покупать на нее все что хочется. Так, говорят, будет совсем просто. Но существуют налоги и очень большие начисления на фонд оплаты труда. Да, и, в принципе, это тот же откат! Только на государственном уровне. Стоит ли удивляться, что от такой “чисто научной” работы ученые готовы бежать куда угодно – хоть в бизнес, хоть за границу.
Небольшое отступление. Во Вьетнаме в Ханое есть Храм литературы, по сути, это одна из самых древних образовательных школ. Перед стенами этого храма выложены из цветов два лозунга:
“Образованный человек – орудие государства”;
 “Обучение начинается с правил морали”.
 Там об этом помнят. У нас и то, и другое прочно забыто.

Владимир ТУРКОВ,
кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник

Нет комментариев