Промерить мерки. Минобрнауки и ректоры уточнят критерии мониторинга вузов. - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Промерить мерки. Минобрнауки и ректоры уточнят критерии мониторинга вузов.

Мониторинг эффективности деятельности вузов, принятие нового Федерального закона “Об образовании” и повышение уровня средней зарплаты профессорско-преподавательского состава – темы, ставшие в 2012 году главными для образовательного сообщества. На пресс-конференции, предшествовавшей последнему декабрьскому заседанию Совета Российского союза ректоров (РСР), это констатировали руководители ведущих вузов страны – председатели региональных ректорских объединений. В разговоре с журналистами они, в частности, поделились мнением о первом опыте применения мониторинга Минобрнауки и взглядами на его дальнейшее совершенствование.
Мониторинговое исследование государственных, а затем и частных вузов, опубликование результатов которого вызвало немалый общественный резонанс, ректоры признали эффективным инструментом оценки деятельности учреждений ВПО. “Анализ системы высшего образования назрел”, – подчеркнул вице-президент РСР Николай Пустовой, заметив, что мониторинг по существу стал первым масштабным аналитическим актом, за которым должны последовать
“разумные выводы”. Регионы, по его словам, уже задумались о том, “что произросло в смысле высшего образования на их территории”. Активизация участия региональных властей в оптимизации вузовской сети – важное следствие обнародования результатов мониторинга.
“На мой взгляд, министерство пошло правильным путем: многомерную, по сути, величину (качество образования) оно пытается измерить многомерным же количеством показателей”, – отметил, в свою очередь, ректор Тверского государственного университета Андрей Белоцерковский. Однако, по его словам, необходимо серьезно обсуждать и совершенствовать критерии оценки: пока что “у них есть только одна бесспорная сторона – все они измеряемы”.
Говоря о значении результатов мониторинга, ректор обратил внимание на их сигнальную функцию – стало видно, какие вузы нуждаются в особом внимании и поддержке – в первую очередь региональные, а это отвечает интересам страны в целом. “Регион может существовать только при наличии как минимум одного, а лучше – группы сильных вузов, – уверен Андрей Белоцерковский. – Если там нет сильного высшего учебного заведения, можно взять резинку и с карты этот регион стереть, его со временем просто не будет”.
Особо значимыми считает вопросы, связанные с развитием региональных вузов, и руководитель Тихоокеанского государственного университета Сергей Иванченко. В числе шагов, сделанных государством в этом направлении в минувшем году, он упомянул создание Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, открывающее хорошие перспективы для высшего образования региона и, следовательно, для его освоения в целом. “Когда-то мы пробивали окно в Европу, сейчас мы идем в Азию”, – резюмировал ректор. Он рассказал, что сегодня приоритетными отраслями в экономике этой части страны становятся нефтяная промышленность, нефтехимия, газовая химия. Идет строительство космодрома. И перед региональными университетами встает серьезная задача – за три-четыре года изменить структуру подготовки кадров, которая прежде была ориентирована в основном на оборонный комплекс.
Председатель Совета ректоров вузов Юга России, ректор Южного федерального университета Мария Боровская призвала сконцентрироваться на том, что “главными в вузе являются студент и преподаватель, который его готовит”. “Когда мы поймем, что все организационные преобразования проводятся только с целью подготовить и выпустить достойного участника социально-экономической системы, высококвалифицированного специалиста для рынка труда, то многие проблемы будут решены”, – считает она. Задачей ближайшей перспективы мониторинговых исследований ректор назвала определение критериев оценки эффективных вузов. “Нужно понять, в какой степени в результате системных преобразований сформировались уровни учреждений ВПО: насколько подтверждают свой статус федеральные и национальные исследовательские университеты, как отраслевые вузы реализуют свои концепции развития”, – пояснила Мария Боровская.
Развивать систему оценки вузов в целом призвал ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий: “Она несовершенна, здесь есть над чем работать. В регионах и в столицах уже пошли процессы слияния и поглощения. К сожалению, они четко не описаны и не смоделированы. Обидно также, что реорганизационные процедуры не сопровождаются серьезными государственными инвестициями. Трудно ожидать синергетического эффекта, если эти процессы будут идти только за счет потенциала сильных вузов”.
Коллегиальные предложения ректорского сообщества по совершенствованию методологии ежегодного мониторинга Минобрнауки, сформированные на основе опыта первого этапа с участием советов ректоров всех регионов, обобщил уже на заседании президент РСР Виктор Садовничий. Он отметил, что в рамках министерского исследования “впервые была предпринята попытка систематизации информации о деятельности российских вузов”. В комплекс предлагаемых ректорами мер входят:
– расширение и развитие базы критериев с учетом отраслевой и региональной спе-цифики деятельности вузов;
– включение в исследование всех высших учебных заведений, вне зависимости от их отраслевой принадлежности, формы собственности и уровня государственного управления;
– синхронизация мониторинговой деятельности с такими процедурами, как лицензирование, аккредитация, аттестация кадров, рейтингование, с работой УМО; приведение мониторинговой деятельности в соответствие с ФГОС.
Кроме того, в рамках мониторинга 2013 года предлагается оценить эффективность деятельности структурных подразделений вузов. Говоря о необходимости поддержки гуманитарного и педагогического образования, Виктор Садовничий призвал подумать о создании “федеральных университетов педагогического уклона”.
Заместитель главы Минобр-науки Александр Климов категорически не поддержал только одно из предложений РСР – до опубликования итогов мониторинга обсуждать их в региональных советах ректоров. “Никаких предварительных обсуждений перед вынесением результатов мониторинга на сайт Минобрнауки не планируем, я буду против этого. Если есть объективная картина, то все имеют право знать, что получилось”, – заявил он. В то же время, пообещал замминистра, к формированию критериев оценки работы вузов и филиалов будут широко привлекаться представители вузовского сообщества, работодателей, органов исполнительной власти и, возможно, учредителей-ведомств, чьи вузы пока остались за рамками мониторинга. Планируется переход к сбору данных не на основе документов, представляемых в министерство университетами, а через Рособрнадзор и другие источники информации.
Очередной мониторинг вузов состоится предположительно осенью 2013 года и, как подчеркнул Александр Климов, по единым для государственных и негосударственных университетов критериям.

Татьяна Возовикова
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2