Поиск - новости науки и техники

Альтернатива Вернадского. Он знал, как избежать самоуничтожения человечества.

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения В.И.Вернадского. О том, как его наследие влияет на развитие содержания современного школьного образования, размышляет Александр ЛЕОНТОВИЧ, кандидат психологических наук, председатель Общероссийского общественного движения творческих педагогов “Исследователь”, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского дворца детского (юношеского) творчества.

Говоря об образовании детей и молодежи, нужно хорошо понимать, что именно в школьном возрасте закладываются основы мировоззрения. И во многом – тот нравственный императив, с которым человек пройдет всю свою жизнь. Я помню гораздо лучше все содержание школьных уроков, чем курсы университета. Помню, как даже долгие годы спустя после окончания школы в душе возникал трепет при воспоминании о словах учительницы, искренне говорившей о том, как нам повезло родиться в стране, в которой жил Ленин.
Для школьного образования особенно важны персонажи прошлого, которые предъявляются детям как носители российской культуры, успешные деятели (не по величине личного состояния, а по вкладу в культуру), оказавшие значительное влияние на развитие нашей государственности и общества. Важны их аура, контекст их деятельности, который выдвигается на первый план.
Сейчас, когда маятник общественных устремлений качнулся далеко в сторону голой прагматики, особенно важно подчеркивать, что успешность человека определяется не только и не столько величиной личного капитала, измеренного в миллионах или миллиардах долларов. Капитал, в лучшем случае, лишь средство, условие, которое позволяет человеку быть более свободным – для того, чтобы состояться на пути познания мира и осознания своей миссии в нем. И только этим определяется истинная успешность человека, его величие в исторической перспективе и на культурной арене. Нужно демонстрировать детям это величие на конкретных исторических примерах наших выдающихся соотечественников.
Нередко политики, строя планы модернизации страны, забывают, а может, и не хотят признать, что образ будущего устройства общества, его экономической схемы, морали существует в миниатюре уже сейчас – в школе, где закладываются модели взаимоотношений и ценностей людей, которые встанут у руля государства через 30-40 лет. Именно поэтому в год 150-летия выдающегося русского ученого В.И.Вернадского так важно высветить его образ перед молодым поколением во всем его величии, разнообразии и, может быть, противоречивости. Чтобы путь мысли, широта взглядов, смелые идеи и планы ученого стали если не образцом для подражания, то хотя бы предметом обсуждения и частичкой культурного багажа молодого поколения.
Творчество В.И.Вернадского живет не только в рамках академической традиции: он известен своей педагогической деятельностью в университетах, в ряде его работ встречаются размышления об устройстве школьного образования. Идеи В.И.Вернадского о синтезе знания выступают методологической основой новых подходов в образовании, влияют на формирование мировоззрения молодежи. Образ этого ученого, различные аспекты его учения, размышлений, гражданских поступков могут дать основу для самой разнообразной учебной, воспитательной, досуговой работы творческого учителя.
Говорят, что В.И.Вернадский – последний энциклопедист в истории человечества. Он владел основными европейскими языками. И вряд ли найдется область знания, которой бы ученый не интересовался. Во многие из них он внес свой личный вклад. Сейчас часто говорят о вреде энциклопедических знаний – в том случае, когда они становятся простым складом информации в голове особым образом натренированного или талантливого к запоминанию человека. Но В.И.Вернадский продемонстрировал нам образец системной энциклопедичности, когда каждый новый факт словно ложится на заранее известную полочку и становится основанием для эмпирических обобщений – особого метода научного познания, которым широко пользовался ученый и который привел его к знаковым открытиям – созданию биохимии, биогеохимии, концепции ноосферы. Вот наглядное подтверждение ценности систематических знаний – в противовес насыщенному информационному фону. И в этом организующий, побуждающий смысл образа В.И.Вернадского.
Научный метод применялся В.И.Вернадским как в области естественных, так и в области гуманитарных наук. “Наука ищет пути всегда одним способом. Она разлагает задачу на более простые, затем, оставляя в стороне сложные задачи, разрешает более простые и тогда только возвращается к оставленной сложной. Иногда проходят века, прежде чем она возвращается к первоначальной задаче”. Здесь заложен очень важный методологический принцип школьного образования вообще – идея синтеза знания. На протяжении последних лет в образовании борются две тенденции – попытки включать в школьную программу все новые предметы – разделы дифференцирующейся науки и, с другой стороны, создать интегрированные курсы, которые на единой методологической основе охватывали бы крупные области знания. В.И.Вернадский завещал нам именно синтетическое знание, объединяющее и естественные и гуманитарные науки на основе единого научного метода.
Хотя В.И.Вернадский никогда не был учителем, известна его роль в университетском строительстве, его деятельность в Министерстве просвещения Российской империи. Тяжело переживая развал культурной среды страны после Октябрьской революции, ученый говорил: “Я думаю, что в значительной мере все переживаемое находится в тесной связи с той легкомысленной небрежностью, с какой русское общество поколениями относилось к народному образованию. В народном образовании заинтересовано государство, семья, человеческая личность, общественные организации. С ним связаны теснейшим образом такие великие творения духовной жизни человечества, как наука, философская мысль, религия, художественное творчество…”. В своих выступлениях В.И.Вернадский указывал на “опасность централизации, все равно, будет ли это государство социалистическое или абсолютистское…”. Он отстаивал такие важнейшие позиции, делающие образование реальной сферой развития свободной личности, как необходимость большей свободы для школы, автономность университетов.
Важно отметить и гражданскую позицию этого ученого, который всегда был в гуще общественной жизни. Ответственность за все, что происходит в обществе, – черта, так несвойственная многим современным деятелям, – была основой жизни Вернадского. В разные годы он был гласным Моршанского уездного собрания и почетным мировым судьей, гласным губернского Тамбовского земского собрания. В 1892 году во время голода по его инициативе был создан Комитет помощи голодающим на Тамбовщине, который спас тысячи голодающих крестьян. В.И.Вернадский был одним из создателей и членом Центрального комитета Конституционно-демократической партии Российской империи, членом Государственного совета, членом Временного правительства. Уже после 1917 года он создал Комиссию по естественным производительным силам России, которая заложила существующую до нашего времени структуру Российской академии наук; был инициатором плана ГОЭЛРО, создателем и первым президентом Академии наук Украины – вот неполный перечень тех гражданских дел, которые выполнял Вернадский. Сколько проникнутых заботой и тревогой записок на имя чиновников по самым разным проблемам организации науки, общества вышло из-под его пера! Какой болью пронизаны его дневниковые записи послереволюционного периода, в которых он описывает крах культурных традиций России и торжество самодовольного бескультурья! Как все это иногда созвучно современности!
Вся история жизни В.И.Вернадского утверждает деятельностный принцип, чрезвычайно важный в современном воспитании. Не сидеть сложа руки, использовать каждую свободную минуту для того, чтобы что-то сделать для собственного будущего, – этот принцип должен стать незыблемой ценностью для каждого человека. Биограф В.И.Вернадского Л.Гумилевский писал, что Владимир Иванович перерывы в работе по систематизации геологических коллекций в музее называл “кусочками времени” и употреблял их на просмотр литературы или написание писем.
Заслуживает особого внимания этика В.И.Вернадского. Когда читаешь его труды, в которых впервые выдвигаются его революционные научные идеи, невольно ловишь себя на ощущении, что сам-то Вернадский ничего нового не сделал. Это ощущение возникает благодаря обширному обзору, которым автор всегда предварял собственные мысли и в котором со скрупулезной тщательностью упоминал всех своих предшественников, так или иначе затрагивавших эту тему. Кажется, что главным для Вернадского было никого не забыть, высказать свое отношение к словам каждого, кто работал до него. Такой подход должен стать образцом отношения к чужим мыслям и текстам для школьников. И особенно в наше время интернет-культуры, когда тексты обезличиваются, по Сети гуляют расхожие цитаты из Википедии, в которой непонятно, кто авторы статей и какова их профессиональная квалификация, а скачивание значительных фрагментов текста без соблюдения правил цитирования нередко становится для школьников нормой.
Вернадский предсказывал, что Земля (вместе с человечеством, ее населяющим) как большой живой организм, имеющий множество скрытых механизмов защиты, включающихся в критический момент, способна преодолеть любые кризисы в своем развитии. И тут Вернадский обращается к одной из немногих гипотез в своем научном творчестве – к идее ноосферы, новому состоянию биосферы, когда Земля будет развиваться в соответствии с программой, выработанной человеком, его мыслью. Для этого нужно одно, главное – согласованное мышление отдельных людей, направляющих свой разум во благо долговременного (большего, чем человеческая жизнь) развития Земли. Но как научить людей мыслить согласованно, ради общего будущего, иногда принося в жертву свои личные интересы? С этой задачей не справились самые светлые утопии, созданные величайшими мыслителями, в том числе и научная утопия Маркса. Проблема в том, что, во-первых, мышление человека редко поднимается над личными, национальными и конфессиональными проблемами. А во-вторых, возможные катастрофические изменения на Земле выходят за временные рамки человеческой жизни (“после нас – хоть потоп”). Подъем уровня мышления до глобальных проблем, ограничение бессмысленного потребительства, выработка способности понимать и учитывать интересы других людей, умение действовать природосообразно “здесь и сейчас” – вот принципы, заложенные В.И.Вернадским и ставшие впоследствии основой концепции устойчивого развития, принятой мировым сообществом, – уникальной целостной концепции, предлагающей альтернативу перспективе самоуничтожения человечества.
Единственный путь к ноосфере лежит через образование. Ноосфера есть идеализация, но не утопия (как идеальная картинка абстрактного, не связанная с настоящим). Как знать, может быть, последовательная реализация ноосферного принципа в образовании позволит воспитать поколение, главной ценностью и целью которого будет не философия потребления, а установка на коллективный разум и согласованные действия для решения актуальных проблем человечества, для попыток ответа на вопрос о миссии и предназначении человечества.
Сказанное подтверждает, насколько плодотворны и важны идеи и принципы В.И.Вернадского для построения нового образования – того, которое предвосхищает развитие общества будущего.
В современной российской практике образования и его взаимодействия с высшей школой и академической наукой особое место занимают Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского, в концепции и программе которых организаторы попытались создать “точки встречи” молодого поколения с миром научных интересов и общественных дел великого ученого.

(Продолжение в следующем номере)

Нет комментариев