Лазером по бифасу. Иркутские ученые сканируют археологические находки.

Лаборатория “Древние технологии” и кафедра маркшейдерского дела и геодезии Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета начали совместный проект в области археологии. Ученые создают 3D-проекции артефактов, сканируя их высокоточным лазером, применяемым в геодезии и машиностроении.
Благодаря трехмерному изображению появляется возможность изучать находки в виртуальном пространстве, в том числе недоступные невооруженному глазу части предметов. Как отметил сотрудник научно-исследовательской лаборатории “Древних технологий” Евгений Инешин, такая новация может быть очень полезна для зарубежных ученых, которые не имеют возможности лично изучать коллекции своих коллег на месте их хранения.
У технологии, которую предлагают иркутяне, есть и еще одно преимущество. Некоторые археологические находки склеивают из осколков. Однако если между ними есть зазор хотя бы в пару миллиметров, собрать артефакт уже нельзя. 3D-проекция дает возможность увидеть, как выглядел тысячи лет назад целый предмет.
Одной из первых работ иркутских ученых стало создание трехмерного изображения процесса изготовления бифаса — каменного орудия, которое выполняло функции ножа и скребка. Основная цель проекта ученых НИ ИрГТУ — дать возможность специалистам отследить “жизненную цепочку” артефакта, узнать, как он появился, какие этапы обработки прошел, для чего использовался, как менялось его предназначение.

Анастасия СЛЕПНЕВА