Предел несовершенству. Вузам нужен объективный рейтинг.

Продолжаем дискуссию о международных рейтингах (“Игра на глобальном поле”, “Поиск” №52, 2012).

Сегодня существуют различные подходы к международному ранжированию университетов: Шанхайская модель — ARWU (Academic Ranking of World Universities), QS-модель (World University Ranking), THE-модель (Times High Education) и др. На наш взгляд, все они не отражают реальной ситуации в вузах. Пяти-шести показателей, по которым проводятся эти рейтинги, явно недостаточно для того, чтобы определить качество образования в учебных заведениях.
В некоторых странах (Польша, Китай и др.) есть рейтинги национальные, учитывающие специфику системы образования страны. Но ведь наука и образование не знают границ и не имеют национальности. Не должно быть американской, европейской или азиатской системы определения качества образования. Поэтому, учитывая существующие модели международных рейтингов, необходимо разработать универсальную систему, которая включала бы полезные элементы национальных рейтингов, представляющие международный интерес, и могла быть эффективно использована во многих странах. Это позволит сблизить различные системы образования и будет способствовать их интеграции.
Но при этом надо учитывать, что университеты — очень разные. Например, всемирно известный California Institute of Technology специализируется в области технологий. А столь же знаменитый Central Saint Martins College of Art and Design — в области дизайна. Как сопоставить их успехи?
Если в фундаментальных науках упор делается на научную деятельность (научные публикации, патенты, участие в международных конференциях и т.д.), то в таких специальностях, как бизнес, финансы, в некоторых других предпочтение отдается практическим навыкам. Даже в области фундаментальных наук трудно сравнивать, например, биологию с математикой. Индекс цитируемости ученых-математиков гораздо ниже, чем, скажем, биологов. Поэтому если в математике импакт-факторы ведущих журналов находятся в районе 1-2, то в биологии эта цифра доходит до 60. Это объясняется тем, что в математике, как правило, научные статьи имеют одного или двух соавторов, а в биологии это коллективный процесс, где участвуют пять-шесть и больше соавторов.
Поэтому предпочтительнее было бы сравнение университетов по близким объединенным областям. Проведение рейтингов по определенным специальностям позволит определить ведущие университеты в каждой конкретной сфере, а это, в свою очередь, даст будущим студентам возможность принять правильное решение при выборе университета. Рейтинг, в основе которого лежат усредненные по специальностям показатели, фактически информации для выбора им не дает.
На рейтинг университета важное влияние должны оказывать научно-педагогическая атмосфера университета, его научные школы, то, как обучают студентов, как готовят к научной деятельности. Причем на создание эффективной научно-педагогической атмосферы требуются десятилетия, а на создание научных школ и того больше. Если всех ведущих ученых какой-либо отрасли науки собрать вместе и создать университет или факультет, такая структура сразу не станет лидирующей. Точно так же сборная мира по любому виду спорта не становится лучшей командой планеты. Для формирования научной школы требуется достаточно большое время. Поэтому не каждый ведущий университет мира может похвастать общепризнанной мировой научной школой в какой-то области науки.
Чтобы убедиться, что существующие ныне системы рейтингов университетов не отражают истинное положение дел, приведем пример.
На мехмате МГУ им. М.В.Ломоносова в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века работали выдающиеся математики — А.Колмогоров, А.Тихонов, П.Алек-сандров, И.Гельфанд, В.Садовничий, С.Новиков, И.Шафаревич, В.Арнольд, Б.Гнеденко, А.Ширяев, Ю.Беляев, Я.Синай, Ю.Манин…  И это далеко не полный список. Среди них всего один лауреат Филдсовской премии (С.Новиков), практически никто не публиковал статьи в журналах Nature и Science. Однако любой университет мира мечтал иметь в своих рядах не только этих ученых, но и учеников из их близкого окружения. Здесь были созданы известные в мире школы по теории вероятностей, алгебре, школы функционального анализа, дифференциальных уравнений и др., получившие широкое международное признание. Однако если бы тогда ранжировать университеты по критериям нынешних международных рейтингов, то МГУ им. М.В.Ломоносова 1970-х годов не занял бы особо высокого места, хотя, повторим, его мехмат, по общепризнанному мнению, был факультетом номер один в мире. Многие выпускники научных школ МГУ сегодня успешно работают в ведущих университетах. Один из авторов этой статьи в 1989 году, выезжая в США в Wisconsin University, перед отъездом по прекрасной традиции навестил заведующего кафедрой теории вероятностей мехмата МГУ Б.Гнеденко, и тот сказал: “Вы едете в один из ведущих университетов США. Обратите внимание на то, как они учат математике, и вы убедитесь, что так, как мы учим математике, не учат нигде”. С тех пор прошло более 20 лет, и с каждым годом мы убеждаемся в абсолютной правоте Б.Гнеденко.
Приведенный пример, на наш взгляд, свидетельствует о несовершенстве предлагаемых систем рейтингов. Поэтому полностью поддерживаем идею ректора МГУ им. М.В.Ломоносова В.Садовничего: необходимо разработать систему ранжирования, отражающую реальную ситуацию в университетах, с числом показателей намного большим, чем в сегодняшних рейтингах.
Такими показателями могли бы быть:
Количество выпускников, работающих в известных университетах мира и международных научных и экспертных организациях. Основная цель университетов — подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на мировом интеллектуальном рынке. Приглашение преподавателей извне преследует одну цель — улучшение качества преподавания и научных исследований. Этот процесс требует выделения дополнительных средств, и в западных университетах на него обращают особое внимание. Поэтому, например, приглашение выпускников МГУ в европейские и американские университеты объективно отражает высокую подготовку этих специалистов. И то, что они становятся экспертами международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.), также говорит об их высокой квалификации. Наверное, любому вузу был бы полезен банк данных о своих выпускниках, с полной информацией о них. Во многих западных университетах есть специальные организации Alumni Club, дающие выпускникам возможность провести вместе досуг, пообщаться с коллегами… и помочь своей alma mater. Университет же, в свою очередь, обладая информацией о своих питомцах, при необходимости может к ним обратиться. Было бы целесообразно и в университетах стран СНГ создать подобные структуры.
Научные достижения выпускников и работников университета. Необходимо учитывать число пленарных и приглашенных докладчиков на мировые научные форумы. Этот фактор отражает актуальность и научные достижения сотрудников и студентов университета, а также показывает, насколько эти достижения привлекают внимание мировой научной общественности. Сюда необходимо добавить публикации в ведущих научных журналах, входящих в известные базы данных Web of Science, Scopus, и отдельной строкой выделить приглашенные (заказные) и обзорные статьи в ведущих научных журналах, написать которые, как правило, предлагают признанным исследователям. Для определения рейтингов университетов стран СНГ этот список можно расширить журналами, признанными ведущими на пространстве СНГ, но не входящими в известные международные базы данных. Например, некоторые серии журналов Российской академии наук и ведущих российских университетов (МГУ, СПбГУ и др.).
Число победителей международных студенческих олимпиад и публикаций, подготовленных студентами университета. Этот критерий отражает уровень подготовки студентов и преподавания в университете.
Качество научно-педагогического состава. Нужна система определения ведущих ученых и преподавателей. Система оценивания научных достижений — отдельный разговор. Отметим, что в Институте кибернетики Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) нами подготовлена и апробирована информационная технология для определения качества научных исследований.
Ведущими учеными могут быть основатели научных школ, лица, воспитавшие известных учеников, лауреаты престижных премий, ученые, разрешившие важные научные проблемы, члены национальных академий и престижных международных научных центров, а также преподаватели, пользующиеся заслуженным авторитетом студентов. Поэтому мнение студентов как экспертов здесь необходимо учесть.
Техническая оснащенность, использование современных методов преподавания с применением информационных технологий. Все это влияет на уровень образования. Многие университеты сегодня, используя возможности ИКТ, организовывают лекции ведущих ученых мира через Интернет, в режиме on-line. Необходимо стимулировать такие лекции, так как они оказывают положительное влияние на уровень образования.
Международная значимость университета. Ее вряд ли можно оценить количеством иностранных студентов и числом различных учебных программ. Можно назвать вузы, в которых много иностранных студентов и учебных программ, но образование, к сожалению, не на самом высоком уровне. Необходимо принимать во внимание научные исследования, проводимые с учеными других университетов, наличие совместных грантов, учитывать, сколько в университете работает приглашенных иностранных ученых, публикующих книги и статьи в известных журналах и издательствах. Еще одна характеристика — число обращений на сайт университета. Такую информацию можно получить, например, в Google. Естественно, что на международную значимость университета влияет также его педагогический состав (см. выше).
Культурная среда в университете. Университеты участвуют в формировании человека, развивают кругозор и знакомят с культурными достижениями человечества. Посещение университета известными личностями, их встречи со студентами, концерты, возможности для занятий спортом и содержательного досуга студентов — все это характеризует уровень университета как культурного центра. И опять вспоминается МГУ 70-х годов ХХ столетия, где академиком П.Александровым организовывались знаменитые Александровские вторники, что позволяло студентам познакомиться с миром классической музыки. Приглашение известных творческих деятелей, встречи с ними способствовали расширению кругозора студентов и аспирантов.
Проблема создания международного рейтинга университетов — многофакторная задача, и обо всех факторах в одной газетной статье не расскажешь. Однако общий универсальный подход к ее решению необходимо подготовить. Представляется, что для стран СНГ была бы полезна своя рейтинговая система. Ведь они более 70 лет жили на одном государственном пространстве, имели и продолжают иметь общие духовные ценности.

На верхнем фото: Али Аббасов

На нижнем фото: Асаф Гаджиев

Али Аббасов, академик НАНА;
Асаф Гаджиев, член-корреспондент НАНА
Фото предоставлены авторами

Нет комментариев