Утечка? Есть аптечка. Украинские ученые оздоровят нефтедобычу.

Презентация новой технологии, которая дает возможность оперативно ликвидировать аварии, связанные с подводной добычей и транспортировкой нефти и газа, а также реставрировать законсервированные аварийные платформы и промыслы, состоялась в Институте электросварки им. Е.А.Патона Национальной академии наук Украины. На ней присутствовали сотрудники министерств и ведомств, а также зарубежных нефтедобывающих компаний. Разработку представляла группа авторов во главе с президентом НАН Украины, директором ИЭС, академиком Борисом Патоном.
Украинские ученые заявили, что найти техническое решение проблемы им помогла концепция, позаимствованная из военного дела: использовать силу противника против него самого. Создатели исходили из того, что нецелесообразно блокировать или закупоривать скважину, как это делается сейчас, то есть препятствовать напору вещества. Нужно направить поток в определенном направлении.
Созданная конструкция представляет собой модуль для соединения поврежденного трубопровода, из которого вытекает вещество, и исправного, предназначенного для отвода потока в запасной канал или резервуар. Кроме верхнего и нижнего отверстий для трубопроводов по бокам модуля находятся дополнительные технологические окна для оттока вещества. Чтобы устранить разлив жидкости, модуль опускают и монтируют на оборванном трубопроводе. В момент соединения технологические окна открыты, вытекание вещества не прекращается, чтобы не создавать избыточного давления или динамического удара.
После завершения монтажа специальное устройство синхронно закрывает боковые окна модуля и открывает отверстие, к которому подведен исправный трубопровод. По нему поток устремляется в нужном направлении, например в резервуары танкера. Исходя из скорости потока и создаваемого им давления можно использовать несколько модулей, последовательно соединенных между собой. Чтобы обеспечить надежность крепления устройства к поврежденной скважине, разработчики предложили использовать технологии подводной резки взрывом для обрезания деформированных краев поврежденного трубопровода и сварки взрывом — для фиксации опорного кольца модуля.
Действующие прототипы модулей в форме цилиндра были успешно испытаны в Институте гидромеханики НАНУ, где была смоделирована скважина, из которой бил поток жидкости с заданной скоростью и интенсивностью.
— Мы считаем, что предложенное нами решение борьбы с неконтролируемым нефтяным потоком — быстрое, оптимальное и эффективное, — заявил один из инициаторов проекта, начальник учебно-научного центра высоких технологий Национального университета обороны Украины, доктор технических наук Юрий Даник. — Хочу подчеркнуть, что такие средства защиты должны быть заранее спроектированы и подготовлены с учетом характеристики каждой конкретной скважины и условий ее эксплуатации, позволяя командам быстрого реагирования в кратчайшие сроки — за несколько дней — ликвидировать аварийные ситуации. На наш взгляд, каждая буровая платформа должна оснащаться комплектом спецоборудования для устранения утечек, а правила охраны труда и техники безопасности необходимо соответствующим образом изменить. Изобретение должно стать для морских буровых платформ (по аналогии с автомобилем) “огнетушителем и аптечкой”.
Разработка имеет также большой потенциал для возобновления добычи нефти на законсервированных аварийных промыслах, ресурс которых еще не исчерпан. Только в Каспийском море таких скважин более полутора тысяч — они были закрыты как вышедшие из-под контроля, но в большинстве своем продолжают протекать. Новая технология приобретает особое значение для Украины в связи с ее планами добычи нефти и газа на шельфе Черного моря.
По подсчетам специалистов, с 1975 года в мире произошло около 60 серьезных аварий на морских нефтедобывающих платформах. Прошлогодний разлив нефти в Мексиканском заливе стал самой масштабной экологической техногенной катастрофой подобного характера. В течение 86 дней в море вытекло 4,9 млн баррелей нефти, загрязнено 270 км побережья США. Спасательная операция обошлась в 12 млрд долларов.

Валентина ГАТАШ

Нет комментариев