Поиск - новости науки и техники

Автографы – на сцену! Возрождена знаменитая опера Александра Бородина.

Недавно во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М.И.Глинки прошла презентация клавира оперы А.П.Бородина “Князь Игорь” в авторской редакции.
Как известно, Бородин не успел закончить эту оперу. После смерти композитора ее подготовили к изданию (в 1888 году) и постановке на сцене Мариинского театра (в 1890-м) Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов. Их имена стоят на титульных листах прежних изданий “Князя Игоря”. Но в чем именно заключался их вклад и что на самом деле написал Бородин, выяснить было не так-то просто. Написанные еще в 1940-е годы фундаментальные труды П.А.Ламма и А.Н.Дмитриева, посвященные автографам композитора, так и остались в рукописях, а опера продолжала звучать в редакции Римского-Корсакова и Глазунова.
В апреле 2011 года Московский музыкальный театр “Геликон-Опера” совместно с Музеем им. М.И.Глинки представил мировую премьеру авторской редакции “Князя Игоря”. Концертное исполнение на сцене Московского дома музыки стало “разведкой боем”, предсказать результат которой заранее было невозможно. И оказалось, что авторский “Князь Игорь” – совершенно иная опера по сравнению с той, которую мы знали раньше. То, о чем еще в 1940-е годы писал А.Н.Дмитриев, изу-чая рукописи, подтвердилось в живом звучании. Обнаружилось глубокое родство оперы Бородина с историческими драмами Мусоргского, в редакции Римского-Корсакова затушеванное.
Публикация московским издательством “Классика-XXI” клавира оперы в авторской редакции стала следующим этапом на пути возвращения к подлинному “Князю Игорю”. Издание подготовлено музыковедом, кандидатом искусствоведения Анной Булычевой, которая занималась и подготовкой концертного исполнения. На сегодня известны 93 нотных автографа “Князя Игоря”, хранящиеся в девяти российских и зарубежных архивах. Обращение к ним показывает, что опера Бородиным была практически завершена, а изменения, внесенные Римским-Корсаковым и Глазуновым (в том числе в полностью законченные автором сцены), колоссальны. Например, у Бородина в Половецком марше не участвует хор, так называемая “Сцена Галицкого с девушками” протекает без участия Галицкого, а князь Игорь не отвечает Овлуру: “Спасибо за услугу, бежать я не могу”, и отнюдь не тянет с решением на протяжении целого акта.
Знакомство с авторской редакцией “Князя Игоря” опровергает укоренившиеся легенды о “дилетантизме” Бородина. Принято считать, что он оставил оперу в хаотическом состоянии, в виде разрозненных номеров, чему легко находится оправдание: “Бородин был, прежде всего, химик и врач, а не музыкант, потому и не смог выстроить структуру оперы”. Однако трудно предположить, чтобы человек, достигший таких высот в органической химии, не смог справиться с этой задачей. Действительно, если обратиться к рукописям и расположить их материал в соответствии с авторскими указаниями, получится стройная структура, все детали которой органически взаимосвязаны. Уходят драматургические нестыковки, обнаруживается целая система лейтмотивов, взаимодействующих между собой подобно химическим элементам.
П.А.Ламм, который занимался восстановлением подлинного “Князя Игоря” в 1930-е и 1940-е годы, взяв за основу общеизвестную редакцию Римского-Корсакова, вставил в нее материал большой части авторских рукописей. В результате такого компромисса между структурой и материалом обнаружились неразрешимые противоречия, поэтому Ламм отказался от первоначальной идеи подготовить оперу для исполнения и создал чисто академическую редакцию (“для кабинетного изу-чения”, как он говорил). Ее материалы хранятся во ВМОМК им. М.И.Глинки и частично в РГАЛИ, и в таком виде опера действительно неисполнима.
Новый клавир “Князя Игоря” адресован как исполнителям, так и исследователям. Он содержит авторские варианты арии Кончака, каватины Кончаковны, “Сна Ярославны” и снабжен подробными текстологическими комментариями. Это первое нотное издание, вышедшее в свет при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Анна МИЛОВАНОВА
Фото Светланы ГОРОДОВОЙ

На снимке (слева направо): художественный руководитель Московского музыкального театра “Геликон-Опера” Дмитрий Бертман, генеральный директор ВМОМК им. М.И.Глинки Михаил Брызгалов, проректор по научной работе Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Константин Зенкин, начальник отдела конкурсных проектов по филологии и искусствоведению Российского государственного научного фонда Николай Денисов.

Нет комментариев