Взять и отменить? Мысли вслух о судьбе стипендий вызвали бурю.

Предположение о целесообразности отмены студенческих стипендий, высказанное помощником Президента России Аркадием Дворковичем в ходе онлайн-интервью электронному изданию “Gazeta.ru”, вызвало немедленный и бурный отклик в обществе.
Слова чиновника задели, что называется, за живое. Студенты, ректоры, политики и даже пенсионеры выразили свое отношение к заявлению Дворковича в интернет-изданиях и блогах. Ректоры ведущих вузов утверждали, что полностью отказываться от поддержки студентов не стоит, признавая, впрочем, что “прожить на тысячу рублей” нельзя. Возмущенные студенты грозились выйти на улицы с пикетами в защиту стипендий, а заодно выступить и за их повышение. Сообщения об этом поступили, в частности, из Москвы, Воронежа, Кирова… Охотно воспользовались случаем поработать с молодежью партии и общественные организации. Так, в знак протеста против предложения помощника президента Псковское городское отделение ЛДПР запланировало пикет с участием актива молодежного движения этой партии, а Российский студенческий союз пообещал устроить пикет у здания Минобр-науки РФ.
Аркадию Дворковичу пришлось созвать специальную пресс-конференцию. Он подчеркнул, что на самом деле не предлагал отменить стипендии — его слова были “неверно истолкованы”, будучи вырванными из контекста,  но считает, что в перспективе стипендии нужно заменить на более прогрессивные формы финансовой поддержки, которые будут в большей степени стимулировать учащихся к самостоятельной работе.
Помощник президента поддержал активную дискуссию на эту тему и в своем микроблоге. “Просьба — прочитать оригинал ответа на “Газета.Ru” и все ответы в Твиттере, тогда будет понятна позиция”, — призвал он блоггеров. За сутки после злополучного высказывания А.Дворкович написал около двухсот (!) сообщений. В том числе и такое признание: “Уверен был, что “подставляюсь” идеей о стипендиях, но считаю обсуждение очень полезным с любой точки зрения. Спасибо всем, кто был вежлив:)”.
Откликаясь на просьбу Аркадия Владимировича, приведем полностью его высказывание: “Скажу непопулярную вещь, но считаю, что это правильно: если мы все считаем, что всего нужно добиваться своим трудом, что работать должно стать модным, нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсации. Можно работать после учебы: на кафедре, в библиотеке, в кафе, переводы делать, не денежные переводы конечно. Если талантливый математик — может работать у своего профессора на кафедре, помогать делать исследования и получать за это деньги. А если это будущий менеджер — может и в компании какой-то работать на два-три часа в день. Согласен, что это процесс двусторонний, в каждом вузе должны быть сформированы такие возможности, у компании должна появиться заинтересованность в этом. Это все решаемые проблемы. Я считаю, что это и правильней, и дешевле для налогоплательщиков, чем платить стандартные стипендии. Я считаю абсолютно правильной систему образовательных кредитов. Причем часть денег может рассматриваться именно как стипендия. Но эти деньги ты должен вернуть после завершения учебы. То есть заработать”.
Понятно, что первая реакция у многих была эмоциональной: “Как это без стипендий? Государство снова хочет сэкономить на образовании!”. Так что всплеск протестных настроений не удивителен.
Чтобы “понять позицию” помощника президента, достаточно вчитаться в условия, при которых он  считает возможным отказ от выплаты стипендий. Трудно не согласиться, что тут есть своя логика: при том размере стипендии и той стоимости жизни, которые существуют сейчас, все равно студенты, которых не в силах содержать родители, вынуждены работать. И таких большинство. Работают они, чаще всего, совсем не по тому профилю, по которому учатся, и нередко — полный рабочий день, не оставляя себе времени на учебу.
И если создать условия для работы по специальности прямо в вузе и наладить систему образовательных кредитов так, чтобы они стали действительно доступны обычным гражданам, тогда, может, имеет смысл пожалеть налогоплательщика и подискутировать относительно целесообразности выплаты стипендий? Правда, то, что создание таких условий для студентов обойдется государству дешевле, — не факт. Не исключено, что средств и усилий тут потребуется гораздо больше, чем на выплату стипендий. И выиграет ли от этого качество образования — вопрос. Тогда ведь нужно и учебные программы пересматривать с учетом постоянной трудовой занятости студентов.
Вряд ли помощник президента этого не понимал. Просто он считает (в отличие от многих других граждан), что это “решаемые проблемы”. Он не столько предложил отменить стипендии, сколько вбросил идею о такой возможности при определенных условиях. Чтобы вызвать отклик, заставить общество задуматься, вступить в дискуссию или отреагировать иным образом. Что, признаем, вполне удалось.
Удивительно другое: в пылу дискуссий все внимание сосредоточилось на вопросе, быть или не быть стипендиям. При этом уже как совершенно естественный воспринимался исходный пункт рассуждения: студент должен работать. Как будто истинная учеба сама по себе трудом не является, причем трудом тяжелым. Те, кто учится по-настоящему, знают, какие это высокие нагрузки. Кроме того, нужно выкроить время и для спорта, и для культурного развития. Ведь студенческие годы — время становления зрелой гармоничной личности.     
…Накануне выхода этого номера “Поиска” Аркадий Дворкович встретился с председателем Российского профсоюза студентов Алексеем Казаком и руководителем Российского студенческого союза Артемом Хромовым, где объяснил свою позицию по поводу отмены стипендий в вузах. Как заявил по итогам встречи А.Казак, была достигнута принципиальная договоренность “относительно того, что стипендии будут не только сохранены, но и увеличены”. Причем уже в этом году.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев