Вместо мела и доски. Новые технологии позволят студентам увидеть невидимое.

Последние тенденции в использовании мультимедийных инструментов обсуждались в МГУ им. М.В.Ломоносова на Международной научно-практической конференции “Инновационные технологии в образовательном процессе”. Российские и иностранные ученые, преподаватели, практикующие специалисты в области ИКТ рассказали о новых возможностях и перспективах, которые открываются, если традиционный академический подход к учебному процессу дополнить новейшими проекционными технологиями.
Свое видение методов образования в условиях информационного общества предложил заместитель заведующего кафедрой экономической информатики МГУ Борис Сердюков. Он подчеркнул, что нынешняя, пятая по счету в истории человечества, информационная революция оказалась самой сложной для человеческой психики. Многим людям трудно приспособиться к глобальному процессу активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. А для молодого поколения адаптация к условиям жизни в информационном обществе имеет жизненно важное значение.
На помощь пришли мультимедийные технологии, которые в образовательном процессе из приятного развлекательного дополнения к обычным лекциям превратились в необходимый элемент развития у студентов креативного мышления. Сочетание лекционных, семинарских занятий с новыми подходами в представлении той или иной тематики облегчает усвоение и систематизацию студентами большего количества информации.
В основе такого подхода лежит создание определенных зрительных образов, которые в образовательном процессе используются уже давно, ведь все начиналось когда-то с доски и мела. Затем на помощь пришли проекторы, так называемые прозрачки, слайды. Техника совершенствовалась — появились проекторы, подключенные к компьютеру, программное обеспечение для создания презентаций, интерактивные доски, наконец, 3D-проекторы.
Сейчас, по словам Б.Сердюкова, на экономфаке нет ни одной кафедры, где бы не применяли мультимедийные технологии. Они используются почти на всех факультетах МГУ. С помощью зрительных образов у студентов легче формируются так называемые реперные точки темы, информация лучше усваивается и запоминается.
Преподаватели постепенно освоили методы подготовки презентации, но вот разработка контента занятия с использованием мультимедийной технологии вызывает у них определенные сложности, которые не позволяют в полной мере использовать возможности новой техники. В связи с этим Борис Петрович вспомнил фразу из “Алисы в Зазеркалье” писателя и математика Льюиса Кэрролла: “Для того чтобы оставаться на месте, надо очень быстро бежать”. То есть чтобы оставаться на хорошем технологическом уровне, педагогам надо знать, какая новая техника появилась и какие у нее возможности, вузу — закупать ее и соответствующее программное обеспечение без промедления (а нынешняя система тендеров этому не способствует).
Наконец, нужны хорошие пособия по разработке контента занятия, специальные мастер-классы и тренинги для преподавателей. Не секрет, что многие из маститых ученых все эти новшества отвергают в принципе (“до сих пор учил по лекциям, без наворотов, студенты все хорошо усваивали, становились успешными профессионалами, и сейчас мне эти фокусы ни к чему”).
— Сколько времени занимает подготовка мультиконтента для лекции? — спрашиваю у Б.Сердюкова.
— Для подготовки часовой лекции — пять часов!
— Это входит в преподавательскую нагрузку?
— Нет. Подготовка к занятиям, в любой форме, не включена. Учитываются аудиторная нагрузка, проведение контрольных работ, прием экзамена, причем только первичный, пересдача не учитывается, хотя ясно, что не все студенты сдают с первого захода. Так что подготовка преподавателем контента де-факто есть, а де-юре ее как бы нет. И поэтому возможности цифровой техники используются не в полной мере.
— А в западных университетах?
— У них есть специальные подразделения. Нам тоже надо определиться — либо должно быть тесное сотрудничество вуза с разработчиками контента, либо придется создавать на факультетах специальные лаборатории, которые будут готовить по заданию преподавателей программное обеспечение. Но и в этом случае лектору нужно быть достаточно образованным в области мультимедийных технологий, ведь он должен поставить выполнимую, правильную задачу ИT-специалисту
— А 3D-технологии в образовании нужны?
— Нет, нельзя 3D насаждать везде, как когда-то кукурузу. Надо использовать тот набор данных, который требуется по конкретному предмету. Например, в медицине, где нужно показать объем: как работает сердце, как движется кровь по сосудам. Или, в геологии — чтобы увидеть в разрезе кимберлитовые трубки. А в математике максимум, что можно показать, — это трехмерная проекция гамма-функции. N-мерную размерность уже никак не покажешь, потому что это чистая абстракция. Поэтому для математиков главное — доска да мел.
Словом, инструментарий нужен там, где он приносит пользу. Я, например, поощряю шпаргалки — студент прорабатывает весь материал, потом ему надо проанализировать, выделить главное. Пусть пишет “шпору”, только перед экзаменом я советую крепко зашить ее в карман. Вот эта информация у него останется в голове надолго!
В ходе конференции представители компании BenQ — мирового лидера по производству цифровой техники — продемонстрировали возможности первого лазерного проектора LW61ST. В 2012 году в рамках пилотного проекта компания предложила на безвозмездной основе установить эту новинку в аудиториях четырех вузов России — МГУ, НИУ ВШЭ, Новосибирском госуниверситете и Казанской государственной медицинской академии.
Участники конференции обсуждали преимущества новой техники, мировые тренды в подготовке кадров для высокотехнологичных компаний, посмотрели демонстрационный ролик проекта “Образование будущего”. Американские детишки надевали 3D-очки и попадали в необыкновенный мир, в котором цифровой чип DLP помогал им путешествовать по Солнечной системе и даже за ее пределы, позволял передвигать предметы. На мониторе медленно вращалась живая лягушка, и ее не надо было препарировать, чтобы увидеть строение ее тела. Дети просили “показать внутреннюю структуру сердца”, “как течет кровь”, просили “повернуть картинку”, и замечательно, что учитель мог удовлетворить их просьбы. Педагоги отмечали, что дети лучше усваивали материал, их внимание было сконцентрировано на уроке, повысилась мотивация к обучению.
И такие выводы подкрепляются статистически. Ведь применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных — на 25%.

Светлана КРЫМОВА

Нет комментариев