Все ближе континенты

Европейский и американский континенты столкнутся через 220 миллионов лет — геологи обнаружили в Атлантическом океане зону субдукции. С подробностями — Science Recorder.
“Океан, отделяющий в настоящее время Европу от Америки, лишь преходящая геологическая фаза”, — пишет сетевое издание Science Recorder со ссылкой на статью в журнале Geology. Ее авторы выявили у берегов Португалии зону субдукции, которая является причиной движения всего европейского континента в сторону Северной Америки, и, по расчетам ученых, это приведет к столкновению двух массивов суши через 220 миллионов лет. Зона субдукции — линейно протяженная зона, вдоль которой одна тектоническая плита подползает под другую с погружением в жидкую мантию. Скорость движения плит в зоне субдукции обычно составляет от двух до восьми сантиметров в год. Исследователи из Университета Монаш в Мельбурне (Monash University in Melbourne), Австралия, сообщают о том, что ими обнаружено самое начало образования новой зоны субдукции при картировании дна Атлантики в районе португальского побережья. Поскольку в зоне субдукции проходит граница между двумя тектоническими плитами земной коры, она нестабильна, результатом взаимодействия плит являются вулканизм и повышенная сейсмичность в этой зоне.
Как предполагают австралийские ученые, плиты, выстроившиеся вдоль португальского берега Атлантического океана, пребывали в относительном покое на протяжении целых эпох вплоть до 1755 года, когда произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни 60 тысяч жителей Лиссабона. После землетрясения пограничная линия между плитами утратила свою четкость, зона субдукции пришла в наблюдаемое сейчас движение. По мнению ученых, это может знаменовать тенденцию планетарного масштаба, а именно наступление новой фазы цикла Уилсона, который описывает периодическое образование и схлопывание океанов в ответ на подъем каменной породы и магмы из внутренних, подповерхностных, слоев Земли. Эти фазы, впервые описанные канадским геофизиком Джоном Уилсоном (John Wilson), длятся миллионы лет, но с завершением каждой из них на поверхности континентов происходят радикальные структурные изменения. Последние три цикла Уилсона разделили единый суперконтинент Пангею на семь нынешних разбросанных континентов. Существовавшая некогда Пангея по массе была равна Северной Америке и Европе вместе взятым, но по мере завершения цикла Уилсона два континента постепенно разделялись с образованием между ними Атлантического океана. Предсказываемая австралийскими геологами коллизия приведет к восстановлению исходной континентальной линии. Океанический бассейн исчезнет так же, как появился, два континента сольются в один.