Поиск - новости науки и техники

Одна на всех победа

“Наша цель – показать максимум!” Именно с таким настроением приехали в Москву участники 45-й Международной химической олимпиады школьников. А вот на вопрос, что ждут они – представители 77 стран – от организаторов мероприятия, практически все отвечали одинаково: “Задач высокого уровня сложности”. И организаторы не подкачали: задачи, предложенные юным химикам российским научным комитетом Международной химической олимпиады, отличались оригинальностью и потребовали от ребят нестандартного творческого мышления. Нашли в них свое отражение и богатые традиции Всероссийской химической олимпиады. Потому для успеха как в экспериментальном, так и в теоретическом турах соревнований участникам оказались необходимы хорошее аналитическое мышление, творческие способности, умение решать нестандартные задачи и большой объем знаний, позволяющий вый­ти за рамки школьной программы.
– Задания московской всемирной олимпиады методически наиболее близкие к предмету химии, его содержанию, – считает президент 45-й Международной химической олимпиады, декан химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, академик РАН Валерий Лунин. – В них нет сложных математических алгоритмов, но есть химические проблемы, требующие умения мыслить, понимать свойства веществ, особенности их поведения и находить оптимальные пути для осуществления того или иного химического процесса.
По мнению председателя Международного олимпийского комитета олимпиады Питера Уотерса, у России великолепный опыт организации международных соревнований в области химии: “Эта страна проводила олимпиады более трех раз. Представители химического сообщества в России полностью понимают всю важность этой науки в сегодняшнем обществе. Особенно когда дело касается образования и воспитания молодых ученых. Производство энергии, лекарств для борьбы с постоянно развивающимися штаммами бактерий, разработка удобрений и пестицидов, необходимых для производства питания постоянно увеличивающемуся населению, – все это проблемы, требующие внимания ученых-химиков. Мы понимаем, что не все юные участники олимпиады выберут химию как дело своей жизни, но знания, которые у них уже есть, пригодятся им в любой выбранной профессии. Например, инженеры должны понимать свойства материалов, выбираемых для строительства. А чтобы попасть в медицинскую профессию, в большинстве стран, включая мою страну Великобританию, одной из важных квалификаций является знание химии…”
Особую благодарность Питер Уотерс и участники олимпиады выразили МГУ им. М.В.Ломоносова, всем, кто не жалел своего времени и сил, чтобы Международная химическая олимпиада 2013 года состоялась. Стоит напомнить, что еще в марте (“Поиск” №10, 2013) шансы на счастливый сценарий праздника юных химиков были весьма призрачны. После подписания распоряжения Правительства РФ о проведении олимпиады, при формировании окончательного варианта федерального бюджета на 2013 год в Госдуме, решением Минфина строка о финансировании международных соревнований юных химиков в России оказалась “потеряна”. Для организаторов мероприятия это стало полной неожиданностью. После неоднократных встреч, переговоров, убеждений и даже личных обращений к председателю Правительства РФ, его соответствующих поручений Минфину и Минобрнауки деньги еще долго не находились. А ведь организационные хлопоты были безотлагательны: требовалось закупать оборудование, готовить проведение экспериментов – важной части специального тура олимпийской программы. Получая в прошлом году в Вашингтоне флаг Международной химической олимпиады из рук американских коллег, академик Валерий Лунин и представить не мог, с какими препятствиями придется столкнуться. Было досадно доказывать очевидное: если уж государство берет на себя обязательство – оно должно быть выполнено. В этот трудный момент очень помогли спонсоры, которым и были сказаны особые слова благодарности на церемонии открытия. Деньги в итоге были найдены и пришли организаторам буквально за пару недель до начала соревнований. Но чтобы не спугнуть удачу и быть уверенным, что все состоится, Валерий Васильевич все-таки прибег еще к одному верному средству: надел на церемонию открытия галстук с предыдущей олимпиады…
С приветственными словами и напутствиями к участникам олимпиады обратились заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, ректор МГУ им. М.В.Ломоносова академик Виктор Садовничий, было зачитано приветственное слово руководителя администрации Президента РФ Сергея Иванова.
– Вы все уже являетесь победителями, – сказал в своем выступлении Виктор Садовничий. – Вы талантливые молодые люди, за вами будущее, и вы, наверное, посвятите себя великой науке – химии… Но, кем бы вы ни стали, вы уже являетесь лидерами: победили в национальных соревнованиях, приехали в Московский университет, вы уже являетесь людьми будущего! Мы также будем рады вас видеть студентами, аспирантами, профессорами.
Имеющиеся знания и навыки ведения исследований школьники с успехом продемонстрировали на экспериментальном и теоретическом турах. В ходе первого испытания за пять отведенных часов им было предложено решить три задачи: провести органический синтез и идентифицировать полученное соединение; определить щелочность образца воды из бассейна; рассчитать молекулярную массу предложенного образца вещества. На втором этапе соревнований юные химики получили комплект из восьми теоретических задач, темы которых были подобраны организаторами с учетом современных проблем химии, дабы ребята ощущали свою причастность к сообществу ученых.
Так, например, при решении задачи “Клатратная пушка” требовалось оценить влияние возможного распада гидратов метана, расположенных на дне Мирового океана. Ведь известно, что выброс большого количества метана и его самовоспламенение при контакте с кислородом воздуха могут быть одной из причин повышения температуры океанских вод. Другая задача была посвящена возможности определения некоторых свойств графена путем экстраполяции на него свойств графита. Еще одно задание было связано с древней бактерией – уникальным микроорганизмом, способным создавать энергию с помощью реакции метиламина с водой: требовалось записать уравнение реакции и расшифровать структуру аминокислотных остатков, содержащихся в энзиме, катализирующем реакцию.
Позаботились организаторы и об отдыхе юных химиков: были в программе олимпиады и прогулки на корабле, и походы в планетарий, зоопарк, и даже пейнтбол – ребята сформировали 20 команд и устроили настоящую баталию. Все эти развлечения позволили им не только подружиться, но и почувствовать настоящий командный дух.
180 участников олимпиады стали обладателями золотых, серебряных и бронзовых  медалей. У российской команды – две золотые и две серебряные награды.

Подробнее о победителях – на сайте http://icho2013.chem.msu.ru.
 

Наша справка
Международная химическая олимпиада школьников (МХО) – ежегодное соревнование для учащихся средних школ – победителей национальных олимпиад по химии. Согласно правилам МХО, ее основная цель – развитие международных контактов в химии, стимулирование активности школьников, интересующихся этой наукой, путем независимого и творческого решения химических задач. Кроме того, олимпиада помогает укрепить дружеские отношения молодежи разных стран, способствует расширению международного взаимодействия и взаимопонимания.
Соревнования юных химиков проводятся ежегодно в июле в одной из стран-участниц олимпийского движения. Первая в истории МХО встреча состоялась в 1968 году в Праге, тогда участие в ней приняли всего три страны. А в 1970 году участниками олимпиады впервые стали (на тот момент) советские школьники. Россия становится местом проведения международных соревнований уже в третий раз (1996, 2007, 2013 годы), и все три раза местом проведения олимпиады выступал МГУ им. М.В.Ломоносова; две олимпиады состоялись в Советском Союзе (1972 год – Москва, 1979 год – Ленинград). На олимпиадах 1996 и 2007 годов команда России завоевала по четыре золотые медали из четырех.

 

Нина ШАТАЛОВА
Фото автора и с сайта
http://world-olymp.livejournal.com

Нет комментариев