Мышам от смышленых. В Новосибирском академгородке увековечили подвиг лабораторных животных.

Памятник лабораторной мыши открылся в центре Академгородка, в сквере около Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН.
Скульптура, которая названа “Мышь, вяжущая ДНК”, установлена во главе концептуальной научной аллеи. Вдоль нее будут расположены стенды с информацией об успехах современной науки, достигнутых с помощью лабораторных животных. В центре аллеи разместятся три шара с изображениями символов медицины, физиологии и генетики — наук, в которые лабораторные животные внесли максимальный вклад. Вдоль аллеи уже установлены фонари с изображениями фаз процесса деления клеток, а также скамейки и урны со стилизованными изображениями мыши, крысы, кролика, лягушки, свиньи, хомяка, собаки и мухи дрозофилы — традиционных лабораторных животных.
Идея отдать дань безымянным помощникам ученых пришла в голову сотрудникам Института цитологии и генетики пару лет назад. Дирекция проект горячо поддержала.
— Памятник мыши символизирует благодарность всему окружающему нас миру, — пояснил на открытии памятника директор Института цитологии и генетики СО РАН академик Николай Колчанов. — Благодарность за то, что мы можем использовать животных, чтобы изучать, как работают гены, надеясь, что они так же работают и у человека. Исследовать молекулярные и физиологические механизмы заболеваний у животных, чтобы понять, что происходит в организме человека, и создавать новые лекарства.
Первый камень в основание памятника был заложен 1 июня 2012 года. Новосибирский художник Андрей Харкевич сделал более десяти эскизов. Андрей — сотрудник Института цитологии и генетики, о лабораторных животных знает не понаслышке и убежден, что запечатлел мышь в момент научного открытия. Именно этот образ воплотил в камне скульптор Алексей Агриколянский.
Но чтобы реализовать идею биологической аллеи, понадобились немалые средства — институт собрал 1,7 миллиона рублей пожертвований на двухметровый памятник и сквер с плиточными дорожками. Заместитель директора ИЦиГ Сергей Лаврюшев, ставший техническим директором проекта, убежден, что аллея вскоре обрастет городскими легендами и станет любимым местом для прогулок жителей и гостей Академгородка.
Напомним, что в Институте цитологии и генетики должным образом заботятся не только об изваяниях: для настоящих лабораторных животных в 2010 году введен в строй уникальный SPF-виварий (SPF — Specified Pathogen Free). Это первый в России центр коллективного пользования для исследований на лабораторных животных, свободных от присущих им инфекционных болезней — мышиной оспы, гепатита, пневмонии и других факторов экспериментального “шума”, обусловленных качеством животных и условиями содержания.
Новый виварий путем так называемой редеривации (освобождения от патогенной микрофлоры) вводит в мировой научный процесс уникальные генетические линии, полученные в российских институтах. В нем проводятся исследования по фундаментальным проблемам “постгеномной” системной биологии и работы, связанные с экспериментальными генетическими моделями болезней человека.
 — Я три десятка лет проработал с крысами, за что меня даже прозвали “крысиным папой”, — рассказывает заведующий лабораторией эволюционной генетики ИЦиГ СО РАН доктор биологических наук Аркадий Маркель. — Когда общаешься с лабораторными животными, всегда чувствуешь себя немножко виноватым, подвергая их различным экспериментам. Появившийся памятник будет напоминать, что у нас с ними очень много общего. Например, мы в растерянности чешем себе затылок, а мышь в растерянности начинает умываться — по сути, это одно и то же.
Биологическим кварталом список необычных памятников Академгородка не ограничится — через две недели после открытия “хвостатого монумента” за зданием SPF-вивария перед главным корпусом Новосибирского госуниверситета появилась “лавочка-шпаргалка”. Авторы проекта — семья выпускников Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Павел и Лилия Носаревы. На лавке, сделанной в виде мятой бумаги, как на настоящей шпаргалке, “написаны” (вырезаны лазером в металле) формулы, придуманные членом команды КВН НГУ Владимиром Рудневым.

Фото из архива ИЦиГ СО РАН