Поиск - новости науки и техники

Плановый осмотр. Денег на задуманное Минобрнауки может не хватить.

План деятельности Минобр­науки на 2013-2018 годы и проведение мониторинга региональных отраслевых дорожных карт изменений “в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки” стали главными темами очередной коллегии министерства, состоявшейся на прошлой неделе. Обеспечить преемственность и единство образовательной политики во всей стране – задача важная, и именно на ней должно сосредоточиться ведомство, возглавляемое Дмитрием Ливановым. Об этом он сообщил, открывая заседание. Основной инструмент для достижения задуманного – “дорожные карты, согласованные со всеми регионами”.
Напомним, нормативной и организационной основой плана деятельности Минобрнауки до 2018 года стали госпрограммы “Развитие образования” и “Развитие науки и технологий”. Документ о действиях на ближайшую пятилетку, разработанный министерством в соответствии с поручением главы государства и Правительства РФ, был утвержден еще 18 июня 2013 года. Без внимания в плане не осталась ни одна сфера образования: свои цели и показатели прописаны для каждого ее уровня – дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного. Так, например, до 2018 года министерство намерено избавиться от очередей в детские сады, повысить в два раза среднюю зарплату учителям и воспитателям…
В части профессионального образования нас ждут: сокращение филиальной сети вузов за счет реорганизации ее неэффективных звеньев; вхождение в сотню международных рейтингов к 2018 году двух, а к 2020 году пяти отечественных университетов; создание через пять лет не менее 250 многофункциональных центров прикладных квалификаций; достижение доли обучающихся по программам прикладного бакалавриата на уровне не менее 30% от численности обучающихся по программам высшего образования, а также роста средней зарплаты ППС не менее 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе… Кроме того, будет обеспечен 100-процентный охват детей, “которым показано дистанционное обучение”, соответствующими программами.
Не забыта в планах министерства и наука: не менее 1000 ведущих лабораторий будут созданы в университетах, учреждениях госакадемий наук и в научных центрах; 25 инжиниринговых центров появятся на базе ведущих вузов; средний возраст исследователей сократится до 44 лет, а доля публикаций и коэффициент изобретательской активности российских ученых повысятся к 2018 году не меньше чем на 20%. При этом финансирование научных фондов будет обеспечено на уровне не менее 25 млрд рублей, а зарплата научных работников дойдет до уровня 200% от средней в регионах.
План Минобрнауки на 2013-2018 годы “очищен от чиновничьего языка”, отметил на заседании коллегии директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России Григорий Андрущак, которому выпало докладывать участникам коллегии о задачах ведомства на ближайшие пять лет. “Это квинтэссенция того, что мы должны сделать в ближайшее время”, – пояснил он.
Полностью план представлен на официальном сайте министерства http://минобрнауки.рф, и каждой желающий может не просто познакомиться с ним, но и высказать свои замечания. Ведь отдельной строкой в документе прописаны важность и необходимость открытости при реализации задуманного, актуальность “предоставления информации о достигнутых результатах широкому кругу общественности”. Возможность широкого публичного доступа и обсуждения с обществом информации о ходе и фактических результатах выполнения плана Минобрнауки должны, в частности, обеспечить взаимодействие с Общественной палатой РФ, Общественным советом при Минобрнауки, публикации на их официальных ресурсах дискуссий и предпринимаемых мер по выполнению плана с привлечением самых разных механизмов обратной связи.
По результатам подобных обсуждений обещано периодическое обновление плана. А для обеспечения “публичной открытости” документа, представления актуальной информации о ходе его реализации и фактических результатах министерством уже подготовлен проект еще одного плана: по общественному обсуждению и экспертному сопровождению плана деятельности Минобрнауки до 2018 года. Министерство готово демонстрировать целевым аудиториям “понятность и прозрачность власти”: публиковать документы, отчетные материалы, освещать “ход реализации плана в рамках семинаров, совещаний, конференций, встреч с референтными группами, адресных интервью курирующих мероприятия плана заместителей министра”… В общем, вовлеченность широкой общественности гарантирована. Среди основных мероприятий, которые позволят той самой широкой общественности участвовать в “обсуждении и экспертном сопровождении” плана деятельности Минобрнауки на ближайшие пять лет, – традиционные для системы образования публичные мероприятия (августовские педсоветы, экспертные и методические семинары, общественные обсуждения в субъектах РФ, пресс-встречи со СМИ, а также развитие “тематических коммуникационных площадок в Интернете” – “размещение актуальной информации на аккаунтах министерства в соцсетях”, поддержка там же тематических групп, онлайн-дискуссии, “организация обратной связи, сбор, анализ и обобщение предложений от граждан для использования при корректировке плана, механизмов его реализации”). Не останутся без внимания и такие испытанные механизмы, как “социсследования, экспресс-опросы и голосование на сайте Общественного совета при Минобрнауки”.
Дабы продемонстрировать свою открытость и готовность обсуждать с общественностью все и вся, а также укрепить региональные связи в области образовательной политики, на коллегию были приглашены представители образовательных структур регионов и члены Общественного совета при Минобрнауки. Выслушав доклад о планах министерства и мониторинге региональных отраслевых дорожных карт, приглашенные на коллегию высказали немало замечаний и даже откровенных сомнений в возможности реализации задуманного. Так, по словам замминистра финансов Михаила Котюкова, представленная “программа не совсем соответствует бюджету”. По замечанию главы думского Комитета по образованию Вячеслава Никонова, в бюджете 2013 года и вовсе предусмотрено сокращение расходов на образование на 1% от ВВП, и потому “то, что мы обсуждаем, может вообще не получиться”, заметил представитель Госдумы.
“Так насколько ресурсно обеспечен план, по вашей оценке?” – обратился замминистра финансов к представителям Минобрнауки. Отвечая на вопросы о финансовом обеспечении работ родного ведомства на ближайшие пять лет, Григорий Андрущак отметил наличие разногласий между Минобрнауки и Минфином, связанных, в частности, с объемами средств на дошкольное и дополнительное образование. Чтобы реализовать задачи, поставленные в указах президента, эти разногласия придется каким-то образом разрешать. План Минобр­науки нуждается в доработке, подытожил Михаил Котюков, “правильно было бы синхронизировать его с уточнением госпрограмм “Развитие образования” и “Развитие науки и технологий”…”
Вопросы к докладчику начальника Управления президента по научно-образовательной политике Александра Хлунова были связаны с источниками финансирования одного из таких показателей пятилетнего плана, как удвоение к 2018 году средней зарплаты научных работников по отношению к средней зарплате в регионе, с соответствием финансирования научных фондов (и каких именно) госпрограмме “Развитие науки и технологий” или иным госпрограммам и с отчетом министерства по пилотному проекту прикладного бакалавриата, от успеха или неуспеха которого, собственно, и зависит его дальнейшее финансирование. Как пояснил Григорий Андрущак, поручение Президента РФ об увеличении к 2018 году финансирования научных фондов до 25 миллиардов рублей должно распространяться на РФФИ и РГНФ. Правда, у Минфина на этот счет иная точка зрения. Отвечая на вопрос о прикладном бакалавриате, замминистра образования и науки Александр Климов уведомил участников коллегии, что эксперимент в этой области подтвердил высокую потребность рынка в таких специалистах. А отчет о ходе реализации этой программы министерство ежегодно представляет.
Член Общественного совета при Минобрнауки академик РАН Георгий Георгиев предложил включить в план министерства еще два важных пункта: об экспертизе научных организаций и о поддержке наиболее продуктивных научных подразделений РАН. К концу 2014 года следует разработать наилучший объективный метод оценки научных организаций, “прежде всего на базе оценки их подразделений по референтным группам”, проведя аудит всех научных организаций с разделением на три категории с соответствующими организационными выводами к концу 2016 года. А на основании реформы госакадемий “отобрать основные перспективные, потенциально важные для практики программы РАН” и начать их финансирование через федеральные органы исполнительной власти, чтобы поддержать наиболее сильные и продуктивные подразделения, создав новые – под руководством талантливых молодых российских и зарубежных ученых. Финансирование таких программ объемом от
5 до 15 миллионов рублей в год (в зависимости от характера исследований) хорошо бы начать уже с 2014 года.
Второй докладчик от министерства замдиректора Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки Анна Хамардюк представила участникам коллегии не менее важный, чем пятилетний план, элемент системы управления развитием и изменениями в сфере образования и науки – региональные дорожные карты. Мониторинг их реализации должен помочь эффективному взаимодействию федеральной и региональных властей в области образования: Минобрнауки отвечает за финансирование высшего образования и научные исследования, а субъекты Федерации – за финансирование дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Дорожные карты были разработаны во всех субъектах РФ еще в первом квартале нынешнего года, и на данный момент можно говорить о достижении “определенных результатов”: по сокращению очередей в детские сады и повышению зарплат педагогических работников.
Однако, по признанию самого представителя Минобрнауки, выполнение указов Президента РФ по итогам первого полугодия 2013 года фактически находится под угрозой: целевых значений зарплаты детсадовских работников удалось достичь лишь в четырех субъектах Федерации – Курганской, Тверской, Тюменской и Курской областях, а в организациях дополнительного образования – только в 31 регионе. Соблюсти баланс распределения региональных бюджетов, особенно между школьным и дошкольным образованием, оказалось не так-то просто. По данным мониторинга, отметила Анна Хамардюк, для реализации задуманного требуется еще “около 9,1% от объема утвержденных ассигнований”. Александр Хлунов порекомендовал предоставить местным властям право самостоятельно распределять бюджет, поскольку они-то точно знают, где именно им не хватает средств: “Зачем мы загоняем их в рамки? Пусть сами решают, поднимать ли заработную плату учителям и детсадовским воспитателям, или не поднимать”.
Что же помешало Минобрнауки начать совещаться с экспертами и представителями общественности до утверждения пятилетнего плана деятельности своего ведомства, вопрос, увы, риторический. Дмитрий Ливанов пообещал участникам коллегии пожелания и коррективы, предложенные ими, учесть. Будут ли действительно изменены положения обсуждаемого документа, или, несмотря на недостаток бюджетных денег, его реализация начнется без их учета, непонятно. Министр в силу государственной занятости спешил на другое важное мероприятие, и получить четкий ответ на этот вопрос эксперты и представители регионов не успели. Известно, что на 9 октября нынешнего года запланирована встреча главы Минобрнауки с депутатами Госдумы. Подождем…

Нина ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев