Поиск - новости науки и техники

Полет без пилота. Челябинские мультикоптеры набирают высоту.

Южно-Уральский госуниверситет недавно провел презентацию своих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Этот вуз – единственный в стране разработчик и производитель БПЛА собственной конструкции. При этом, не уступая зарубежным машинам по характеристикам, челябинские стоят дешевле.
Во время презентации журналистам показали в действии беспилотный самолет, построенный по схеме “летающее крыло” (он похож на уменьшенный американский бомбардировщик-невидимку B-2, но вместо реактивного двигателя у него электромотор), и линейку четырех-, шести- и восьмивинтовых беспилотников вертолетного типа (мультикоптеров).
Особенно эффектно выглядел полет мультироторных машин: вертикальные взлет и посадка на “пятачке”, зависание в воздухе. Все воочию убедились, что небольшой мультикоптер весьма устойчив в полете при боковом ветре. Кстати, такие многовинтовые летательные аппараты очень надежны. Откажет один или даже два винта – не беда: умная машина завершит полет на оставшихся.
Над созданием чудо-аппаратов трудятся специалисты и студенты аэрокосмического и приборостроительного факультетов НИУ ЮУрГУ. О достоинствах беспилотников, созданных в вузе, о том, что умеют эти летающие машины, рассказали и.о. начальника управления научной и инновационной деятельности Андрей Келлер и директор института “Учебная техника и технологии” (НПИ “Уралучтех”), в котором и создаются БПЛА, Георгий Калягин.
Мультикоптеры могут иметь дальность полета до 10 км, потолок 300 м, скорость 60 км/ч. Дальность полета “летающего крыла” 20-25 км, высота полета 150-1000 м, скорость 60 км/ч. Но взлет с катапульты (как вариант – с рук), а посадка – на шасси. Питание двигателей беспилотников – от литий-полимерных батарей.
Легкие (благодаря особенностям компоновки и применению композитных материалов) и компактные (их все можно перевозить на легковом автомобиле, правда, те, что покрупнее – в сложенном виде), БПЛА могут выполнять фото- и видеосъемку, незаменимы там, где запуск “полноценного” самолета или вертолета обходится дорого. Спектр их применения очень широк: они могут быть незаменимыми помощниками спасателей и полицейских, агрономов и пограничников. Кстати, о желании приобрести такую технику тут же заявили челябинские журналисты. БПЛА помогут оценить, как зреет урожай, вовремя заметить лесной пожар, нашествие вредителей, увидеть, куда скрылся преступник, проследить за соблюдением скоростного режима на автодороге, снять фото- и видеокамерой массовые акции.
Даже археологам нужны такие машины. Вот что сказал заведующий кафедрой древней истории и этнологии Евразии исторического факультета ЮУрГУ доктор исторических наук Александр Таиров: “Беспилотники необходимы для проведения археологической разведки, уточнения деталей, которые можно рассмотреть лишь с воздуха. Так, увидеть и сфотографировать крупный курган в целом (общий план) можно только сверху. К сожалению, изображение со спутников, которое нам доступно, чаще всего неудовлетворительного качества. А имеющиеся данные аэрофотосъемки еще советского периода охватывают далеко не все участки местности. Снимки, полученные с помощью БПЛА, необходимы для того, чтобы лучше представлять объекты археологических исследований и иллюстрировать научные работы и учебники. Сейчас мы изучаем древние караванные пути, следы которых тоже можно увидеть только с высоты, – здесь бы тоже очень пригодился беспилотник”.
В ходе презентации Георгий Калягин анонсировал еще один БПЛА – с гибридной силовой установкой. Его винт будет приводиться в движение бензиновым мотором с электрогенератором, предусмотрен и резервный источник питания – солнечные батареи на крыльях. Также директор НПИ “Уралучтех” сообщил, что специалисты института разрабатывают тренажер для подготовки операторов, управляющих беспилотниками.

Иван ЗАГРЕБИН
Фото Валентина БУРЖИНСКОГО

Нет комментариев