Поиск - новости науки и техники

При прочих неравных. НИУ оценили без скидки на разницу потенциалов.

В октябре Правительство РФ намерено оценить эффективность реализации проекта поддержки программ развития ведущих вузов. Уже с 2014 года масштабная государственная поддержка национальных исследовательских университетов (НИУ) прекращается. Впредь им предстоит в конкурентной борьбе отвоевывать право на бюджетную “подстраховку” реализации программ развития: выделение средств станет более адресным.
В ходе экспертного семинара Национального фонда подготовки кадров (НФПК), который состоялся в сентябре в рамках Международной научной школы “Инженерное образование для новой индустриализации” на базе Казанского национального исследовательского технологического университета, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобр­науки РФ Александр Соболев обозначил три основные линии трансформации исследовательских университетов, соответствующие направлениям модернизации высшего образования. Это развитие сетевых магистратур, умножение числа базовых кафедр и взаимодействие с предприятиями на основе государственно-частного партнерства, а также активное использование и совершенствование модели открытой электронной образовательной среды.
В мероприятии, посвященном перспективам привлечения НИУ средств на реализацию программ своего развития в 2014-2019 годах, участвовали ректоры и представители ряда исследовательских университетов страны. “Наращивать свои реальные возможности по привлечению ресурсов” призвал коллег руководитель экспертно-аналитического центра НФПК Василий Жураковский. В своем докладе он подвел некоторые итоги работы НИУ за первое полугодие 2013 года. В числе бесспорных достижений – повышение инвестиционной привлекательности этих вузов, рост объема софинансирования и числа иностранных студентов, обучающихся по программам приоритетных направлений развития.
Показатели в целом неоднородны, что во многих случаях связано с изначальной неравномерностью потенциалов университетов, а также с влиянием внешних факторов, к примеру с недостаточным инфраструктурным развитием региона или его удаленностью от центра. Докладчик отметил достойный тиражирования опыт ряда НИУ в сфере образовательной деятельности. Университеты расширили спектр магистерских, междисциплинарных и совместных программ обучения, успешно внедряют комплексное практико-ориентированное инженерное образование (в числе лидеров – Томский политехнический университет, Московский авиационный институт), преподавание на иностранных языках и др. Всего специалистами НИУ разработаны 767 образовательных программ ВПО на базе 312 самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (СУОС). Надо отметить, что правом на их создание воспользовались только 17 из 59 НИУ. В первом полугодии текущего года разработан 51 СУОС (за весь 2012 год – 54).
С указания на недостаточную активность в применении своих стандартов и отсутствие широкого доступа к учебно-методическим материалам и программам на сайтах исследовательских университетов начинается перечень основных проблем развития сети НИУ, представленный в докладе В.Жураковского. Эксперты также обратили внимание на неоднородность среднего балла ЕГЭ зачисленных абитуриентов. У одних он больше 90, у других едва за 60. Беспокойство вызывает и слабое использование реальным бизнесом научно-инновационного потенциала НИУ. При этом резко различаются объемы хоздоговоров на ­НИОКР у разных вузов, как и показатели созданных малых инновационных предприятий (от 30-40 до 0), а также занятость в технологических платформах и процессах инновационного развития компаний. Явным лидером в этой сфере деятельности показал себя Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана.
Как слабая оценена общая публикационная активность НИУ в индексируемых изданиях. При высокой динамике роста таких публикаций у ряда вузов (НИУ “Высшая школа экономики”, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева, Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ” (НИЯУ МИФИ), Новосибирский государственный университет (НГУ) и др.) их цитируемость в международных изданиях в целом невысока. Наибольший ее показатель в 2012-2013 годах у НИЯУ МИФИ, НГУ и Санкт-Петербургского академического университета – научно-образовательного центра нанотехнологий РАН. Мирового уровня цитируемости статей достигли (а в некоторых случаях и превысили) всего семь российских НИУ. Василий Жураковский отметил корреляцию показателей публикационной активности и организации стажировок ППС: в вузах, где сотрудников чаще оправляют на стажировки, эта активность выше. 
Только семь национальных исследовательских университетов – НИЯУ МИФИ, НИУ ВШЭ, МГТУ, ННГУ, НГУ, ТПУ и Томский государственный университет – за два последних года фигурировали в глобальных рейтингах. В 2013 году лишь 42% показателей эффективности программ выполняются НИУ на 100% (на 50% и более – 69%, от 9 до 0% – 5%). В наименьшей степени вузы справляются с приемом в аспирантуру из сторонних организаций и эффективностью ее работы в целом, с умножением числа статей в индексируемой периодике и объектов интеллектуальной собственности, а также с объемами софинансирования программ развития.
По словам А.Соболева, от того, как итоги анализа оценит российское правительство, во многом будет зависеть дальнейшая судьба “дорогостоящего проекта НИУ”.

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Татьяна Кондракова

Нет комментариев