Вес под контролем

Связь между мелатонином, природным гормоном, который вырабатывается организмом в темное время суток, и контролем массы тела оказалась опосредована бежевым жиром. Об этом сообщает MedicalXpress.
Бежевый жир — недавно открытый тип жировой ткани. Он обладает термогенным эффектом, иными словами, клетки этого типа, так же как клетки бурого жира, расходуют энергию с образованием тепла, а не накапливают ее, подобно белым жировым клеткам. Ключевое различие между бежевым и белым жиром заключается в повышенном уровне экспрессии гена, кодирующего белок UCP1, ответственный за “сжигание калорий” и теплообразование, в митохондриях клеток бежевого типа. Испанские ученые из Института нейронаук при Университете Гранады (University of Granada Institute for Neuroscience), Больницы Карлоса III (Hospital Carlos III) в Мадриде и их американские коллеги из Техасского университета в Сан-Антонио (University of Texas, San Antonio) показали, что мелатонин стимулирует образование бежевого жира, метаболический эффект которого заключается в регуляции массы тела. Исследование опубликовано в журнале эпифизарных исследований (Journal of Pineal Research). Открытие авторов объясняет выявленный относительно недавно эффект мелатонина в лечении диабета и гиперлипидемии (аномально повышенного уровня липидов в крови). В предыдущих исследованиях ученые анализировали влияние мелатонина при ожирении, нарушении холестеринового обмена, высоком артериальном давлении и диабете 2-го типа, связанном с ожирением, у молодых тучных диабетических крыс Цукера (Zucker rats). Это экспериментальная линия животных, которая является моделью метаболического синдрома.
Последние данные показали, что постоянное употребление мелатонина не только индуцирует образование бежевого жира у тучных крыс Цукера, но также увеличивает содержание жировой ткани этого типа у тощих грызунов контрольной группы. Клетки бежевого жира найдены в виде рассеянных бляшковидных отложений под кожей в паховой области. Авторы исследования отмечают, что хроническое поступление мелатонина сенсибилизирует термогенный эффект при холоде, повышает термогенный эффект физических упражнений и является составной частью терапии ожирения. Ввиду важности открытия ученые намерены продолжить исследования с тем, чтобы достичь конечной цели: подтвердить результаты на людях, показав, что введение в организм мелатонина может помочь в лечении ожирения и диабета. В малых количествах мелатонин содержится в фруктах и овощах: горчице, тибетской ягоде Годжи, миндале, семенах подсолнечника, кардамоне, фенхеле, кориандре и вишне. По мнению исследователей, вкупе с фармакологической безопасностью мелатонина это может быть полезным пищевым фактором для лечения ожирения. Сон в темноте наряду с потреблением перечисленных продуктов также рассматривается как способ контроля массы тела и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с ожирением и нарушенным липидным обменом.