Отозваться на вызовы. Экономике знаний не обойтись без инженеров-инноваторов.

Проблема подготовки инженерно-технических кадров в достаточном для инновационных экономик количестве и требуемого качества глобальна. Успех ее решения зависит от целого ряда ключевых факторов. Один из них — регулярные встречи видных экспертов, ведущих специалистов в области инженерного ВПО, руководителей вузов и их партнеров для обмена опытом и обсуждения текущих задач. Этой осенью участники очередного представительного международного форума благодарили за гостеприимство недавнюю столицу Универсиады-2013. Здесь, на базе Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ), они получили возможность в течение одной недели принять участие сразу в трех мероприятиях, программы которых были посвящены самым актуальным на сегодняшний день как в нашей стране, так и в мире вопросам развития инженерного образования.

С казанским размахом
Организаторами 42-го Международного симпозиума IGIP (Международное общество по инженерному образованию) “Глобальные вызовы в инженерном образовании”, 16-й Международной конференции по интерактивному совместному обучению в сотрудничестве ICL и Международной научной школы “Инженерное образование для новой индустриализации” стали IGIP, Технический институт Каринтии CTI (Австрия), Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) и КНИТУ. Поддержку в проведении форума оказывали Международная федерация обществ инженерного образования (IFEES), Российский мониторинговый комитет IGIP, Американское общество по инженерному образованию (ASEE), Глобальный совет деканов инженерных факультетов (GEDC), Европейское общество по инженерному образованию (SEFI) и другие зарубежные структуры. В числе российских соорганизаторов — Минобрнауки РФ и ТР, Российский союз ректоров (РСР), Ассоциация инженерного образования России (АИОР) и Ассоциация ведущих вузов России, РАН, РАО и др.
В ста с лишним мероприятиях, состоявшихся в рамках совместной программы, приняли участие порядка 500 представителей международных и российских общественно-профессиональных организаций и объединений, вузов, органов власти. Они обсуждали тенденции развития инженерно-технического образования, знакомили коллег со своими лучшими практиками в ходе пленарных заседаний, семинаров, круглых столов, проводили мастер-классы, тренинги и презентации новейших инновационных разработок.
Более 150 зарубежных специалистов представляли 46 стран, включая США, Австрию, Китай, Германию, Малайзию, Австралию и другие. Число докладов и выступлений превысило 500, а количество публикаций в специально изданном к открытию форума сборнике конференции IGIP (цитируется в международных системах SCOPUS, Elsevier, IEEE Explore, El Compendex и др.) и в сборнике трудов международной научной школы — 400.
Как отметил, приветствуя участников форума, президент общества Михаэль Ауэр, очередная конференция IGIP получилась “уникальной по своему масштабу”. Она дала широкое представление о проблематике и тенденциях в сфере подготовки инженерно-технических кадров почти на всех континентах планеты. Напомнив, что инженерное образование и педагогика, продолжая основываться на базовых принципах науки, постоянно претерпевают изменения, президент IGIP в своей речи обратил внимание на растущую интернационализацию в этой сфере и повышение требований к качеству образования. “IGIP — это прежде всего дискуссионная и практическая платформа для оптимизации методов и форм обучения”, — подчеркнул он.
Генеральный секретарь SEFI Франсуаза Комэ обозначила приоритеты своей организации на сегодняшний день: расширение сотрудничества между вузами и промышленными предприятиями и развитие непрерывного инженерного образования, включая повышение квалификации специалистов. На задачах по формированию у студентов способностей к независимому мышлению, поиску вариативных решений и навыку работы в команде акцент в своем выступлении сделал представитель Университета Пердью (США) Арвинд Варма. Президент ASEE Уолтер Бьюкенен, к удивлению коллег из России, был впечатлен сорокапроцентной долей российских студентов, осваивающих инженерные специальности, посетовав при этом: “В моей стране предпочтение этим профессиям отдают куда меньше молодых людей”. Он также заметил, что в США исследовательские университеты редко уделяют такое внимание инженерному образованию, как, к примеру, КНИТУ, и сказал, что готов к дальнейшему расширению сотрудничества с казанским вузом.
Над проблемой привлечения молодежи в технико-технологическую сферу для обеспечения кадрами бурно развивающейся экономики знаний бьются и в Малайзии, где освоение инженерных навыков вменяется даже государственным чиновникам. К 2020 году стране понадобится 200 тысяч инженеров, сейчас их 75 тысяч. Об этом в своем докладе на форуме рассказал известный малазийский специалист, президент Института химии и почетный доктор КНИТУ, профессор Тинг Куех Датук Сун. Обратившись в ходе круглого стола по проблемам подготовки инженерных кадров для предприятий нефтегазохимического комплекса к президенту Татарстана Рустаму Минниханову, он выразил готовность к тесному сотрудничеству с руководством республики. В Малайзии, по словам профессора, готовы принять на стажировку выпускников российских вузов, если, конечно, они смогут справиться с используемым там супероборудованием.
К взаимной пользе
В России те же, собственно, задачи решают в сложных условиях. В результате запустения 90-х годов ХХ века устарели инфраструктура и техническая база, утрачены связи между системой инженерного ВПО и реальным производством. Об этом коллегам напомнил вице-президент РСР Роман Стронгин, заметив также, что в современном мире обучение специалистов, и прежде не дешевое, становится все более дорогостоящим из-за высокой цены на оборудование, необходимое для качественной подготовки инженеров. Кроме того, постоянно нарастающий объем информации студентам приходится усваивать в не меняющиеся со временем сроки. Вывод — “необходим новый опыт, и конференция должна послужить решению этих задач”. Нужна интеграция, объединение в кластеры, подчеркнул вице-президент РСР, поскольку есть ведущие вузы, получающие серьезную государственную поддержку, “локомотивы, и те, кто должен за ними тянуться”. Поскольку универсального опыта достижения цели нет, актуален обмен эффективными подходами и практиками, считает Роман Стронгин. “Дух конференции в том, что надо работать и восстанавливать ситуацию, — заметил он, призвав руководство республики сохранять и поддерживать традицию проведения на высоком уровне мероприятий по проблемам инженерного образования. — Это будет реальным российским движением вперед”.
По словам президента АИОР Юрия Похолкова, Казань “уже можно считать одной из столиц инженерного образования”. В своем докладе он уделил особое внимание роли регионального потенциала в развитии этого сектора ВПО и формированию квалифицированного инженерного корпуса страны. Именно в регионах должна закладываться основа пока еще “не вставшей на ноги” системы сертификации профессиональных квалификаций — одного из обязательных элементов решения поставленных задач, считает он. Представленный Ю.Похолковым проект предусматривает учреждение на местах сертификационных центров с участием региональных отделений РСПП, АИОР (ее отделения уже есть в 64 субъектах РФ), ТПП и Российского союза научных и инженерных обществ. Эти центры по соглашению с администрацией региона могут не только получать право на выдачу сертификатов, признанных на данной территории, но и представлять кандидатуры сертифицированных ими специалистов на получение документа международного образца. Основание для таких планов — членство РФ в ряде аккредитационных структур, включая International Professional Engineers Agreement (IPEA), APEC Engineer Register и др.
Татарстан как раз из тех субъектов Федерации, где заинтересованность в подготовке инженерно-технических кадров подтверждают реальными делами. Обращаясь к участникам форума, Рустам Минниханов пообещал, что Казань и в дальнейшем будет площадкой для широкого обсуждения проблем этого сектора профобразования. Будущее республики, где уже реализованы или воплощаются в жизнь такие масштабные проекты, как нефтехимичес-кий кластер, “Иннополис” и “СМАРТ-Сити”, завод “Аммоний” и другие, зависит, по словам президента РТ, от человеческого капитала. Успешное проведение 42-го симпозиума под эгидой IGIP на базе КНИТУ — один из примеров содействия руководства РТ развитию этого потенциала.
Первый проректор по учебной работе, директор Института дополнительного профессионального обучения КНИТУ (ИДПО КНИТУ) Василий Иванов рассказал корреспонденту “Поиска”, что в конкурсную борьбу за право провести подобный форум (четвертый на российской территории) казанский исследовательский университет вступил, заручившись одобрением главы республики. На первенство среди претендентов — ведущих инженерных вузов Европы и мира — команда КНИТУ рассчитывала обоснованно. Достаточно сказать, что этот головной университет региона по проблемам подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов имеет лицензию IGIP для организации обучения по программе “Международный преподаватель инженерного вуза”. Здесь работает самый крупный в РФ Центр инженерной педагогики, в котором с 1994 года создавалась система непрерывного образования. Проводимые в нем НИР по новым направлениям высшего профессионального образования и инженерной педагогики включены в координационные планы РАО и Академии наук РТ. Как отметил ректор КНИТУ Герман Дьяконов, сегодня его НИУ известен как базовый вуз “Газпрома”, “Татнефти”, “КАМАЗа” и других крупных корпораций.
Кстати, вскоре после завершения международного форума состоялось открытие при КНИТУ профильного химического лицея-интерната для одаренных школьников.
Свое слово
Согласно оценке члена-корреспондента РАН Вадима Шахнова, одного из первых российских обладателей диплома IGIP, конференция в Казани подтверждает рост позиций отечественного инженерного образования на международном уровне после 1990-х годов (национальное подразделение IGIP создано в 1995 году). Доказательства тому — представительный состав участников, вручение десяткам соотечественников дипломов общества, а также множество вопросов, заданных российским докладчикам и предложения о заимствовании их авторских методик и опыта подготовки инженеров. Сегодня зарубежные специалисты живо интересуются практиками наших преподавателей, которым есть о чем рассказать коллегам. К примеру, большой интерес коллег из Чехии, Великобритании и других стран к проведению совместных исследований в области инженерной педагогики вызвал доклад специалистов Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана о применении ментальных карт (майнд-мэп, техника визуализации мышления) при подготовке бакалавров и магистров по направлению “Конструирование и технология электронных средств”.
Надо отметить, что в программах всех мероприятий форума большое внимание было уделено гуманитарному аспекту инженерного образования. На круглых столах и семинарах, состоявшихся в рамках научной школы, обсуждались вопросы инженерной этики, место гуманитарных курсов в подготовке аспирантов инженерно-технических вузов как будущих ученых и преподавателей, проблемы гуманитаристики в образовательной стратегии высшей технологической школы. Участники конференции представили доклады о формировании у будущих инженеров коммуникативных компетенций, включая общекультурные и межкультурные, о развитии творческого мышления и умении управлять интеллектуальной собственностью, о ведении исследований в инженерной педагогике и т.п.
Представители вузов различных групп поделились опытом организации подготовки инженерно-технических кадров с учетом свойственной этим учебным заведениям специфики. Так, например, специалисты Казанского федерального университета (КФУ) представили применяемую там матричную технологию. Она предусматривает участие не только Инженерного института КФУ с базовыми кафедрами, но и всех институтов вуза в реализации программ обучения инженерным специальностям без обособления этих курсов в отдельное направление. Такая система, уверены преподаватели КФУ, наиболее оптимальна для организации формирования инженерных компетенций именно в классическом университете, где не стоит задача широкого охвата студентов техническими дисциплинами, но тем, кто их осваивает, необходимо обеспечить все условия для качественного обучения.
Эксперты советуют
О том, какие факторы нужно сегодня учитывать, выстраивая стратегию развития системы подготовки специалистов, говорили участники состоявшегося в рамках международной научной школы семинара на тему “Пути повышения качества инженерного образования России в условиях новой индустриализации”. Ими стали эксперты из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Томска, Красноярска, члены АИОР. Подчеркивая необходимость ориентации на мировые тенденции в сфере экономики, инженерного дела, образования, ведущие специалисты ВПО обозначили основные проблемы и выработали рекомендации для органов власти, Минобр-науки, представителей научных организаций, инжиниринговых и промышленных компаний, а также для руководителей университетов технико-технологического профиля. Эксперты констатировали, что в России все еще нет четкой стратегии развития инженерного образования, не развита система комплексного прогнозирования и планирования потребности в инженерно-технических кадрах, нет профстандартов для большинства отраслей, а отечественным техническим вузам недостает, прежде всего, современного оборудования и программно-технических комплексов.
Немало сложностей с организацией производственных практик, не развита академическая мобильность, а бюджеты университетов у нас в несколько раз меньше по объемам, чем в развитых странах. В свете этих проблем властным структурам рекомендуется при участии экспертного сообщества сформировать на основе Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года комплексную программу новой индустриализации страны с блоком научного и кадрового обеспечения и разработать механизмы оценки потребности отраслей в инженерных кадрах, используя возможности сетевого сотрудничества вузов, науки и промышленности на базе технологических платформ. От Минобрнауки профессионалы ждут, в частности, создания концепции модернизации инженерного образования до 2020 года, а от научных и производственных организаций — более активного участия в формировании требований к подготовке специалистов и профстандартов, развития стратегического партнерства с вузами.
Университеты, со своей стороны, также должны стремиться к более плотному взаимодействию с наукой и реальным сектором экономики. Кроме того, им рекомендовано ориентировать свой профессорско-преподавательский состав на применение новейших технологий, опыт инженерной деятельности, методы педагогики, предлагаемые IGIP, формировать новую научно-образовательную среду с использованием технологии электронного обучения, а также совершенствовать программы подготовки инженеров с учетом не только ФГОС и профстандартов, но и международных стандартов CDIO (Conceive — Design — Implement — Operate <планировать — проектировать — производить — применять>).
Главный вывод семинара: вузы сами не в состоянии решить все проблемы без кооперации с государством, бизнесом, финансовыми структурами, школами. Необходимы срочные стратегические решения на самом высоком уровне, подкрепленные соответствующими нормативными документами. Если таким образом не обеспечить скачок инженерного образования на новый качественный уровень за три-четыре года, то к 2020 году не получится ни обеспечить создание запланированных 25 миллионов рабочих мест для обновленной индустрии, ни заполнить их высококвалифицированными специалистами.

Татьяна Возовикова
Фото пресс-службы КНИТУ

Нет комментариев