Поиск - новости науки и техники

Многоточие в сети. Вузы СНГ будут вместе развивать дополнительное образование.

В ноябре заканчивается очередной этап проекта МГТУ им. Н.Э.Баумана “Открытие точек дистанционного доступа к образовательным программам по инженерным специальностям в странах СНГ”, выполняемого при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС). Насколько эффективна созданная сеть? Что нужно для того, чтобы использовать ее с наибольшей отдачей? Как взаимодействовать дальше? Предварительные итоги выполнения проекта и перспективы дальнейшего сотрудничества обсудили представители 10 университетов стран Содружества на международном совещании в Бауманке.
Проект, о котором идет речь, реализуется Институтом современных образовательных технологий (ИСОТ) МГТУ с ноября 2011 года (см. статью “От точки к многоточию”, “Поиск” №51, 2012) и относится к методической деятельности университета как базовой организации стран Содружества по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий.
На этот раз совещание участников проекта было не совсем обычным: в нем наряду с представителями стран Содружества приняла участие делегация из Римского технического университета La Sapienza во главе с проректором Тицианой Катарчи. Итальянцы узнали о проекте весной: на базе их университета проходила Международная конференция “Информационные технологии в образовании”. Университет La Sapienza – один из старейших итальянских университетов (он был основан в 1303 году) очень заинтересовался возможностью сотрудничества с Бауманкой и университетами стран СНГ с использованием  электронного образования. “То, что итальянские друзья с нами, – хороший знак, это значит, мы интересны не только ближнему зарубежью”, – отметил директор информационно-аналитического департамента Исполкома СНГ Александр Заварзин, обращаясь к участникам совещания с приветствием.
Сегодня “точки доступа”, благодаря которым разработанные в Бауманке программы дополнительного профобразования могут осваивать граждане СНГ, открыты в девяти странах: Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Узбекистане, Украине. Университет предлагает дистанционный доступ к программам по четырем направлениям: биомедицинская техника и здоровьесберегающие технологии, информационные системы и технологии, радиоэлектронные системы спутниковой связи и навигации, управление проектами. Формы обучения различные. И очное, на базе МГТУ или вуза-партнера, куда выезжают преподаватели Бауманки, и электронное, в точках доступа под руководством тьютора МГТУ, и комбинированное, включающее дистанционно-контролируемую самостоятельную работу слушателей и очные установочные и экзаменационные сессии. Возможно корпоративное обу­чение на базе предприятий и организаций-заказчиков, проведение лабораторных и практико-ориентированных занятий с использованием лабораторий удаленного доступа, а также вебинары. Повысить свою квалификацию через созданные в рамках проекта центры могут как представители предприятий, так и преподаватели вузов стран СНГ. Предлагается два варианта: освоить выбранную программу ради получения нужных знаний (бесплатно) либо с получением сертификата (что стоит денег).
Словом, благодаря проекту в странах Содружества созданы богатые возможности для послевузовского обучения с привлечением мощного научно-образовательного потенциала ведущего технического вуза России. О том, как на базе Бауманки реализуются программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, рассказал директор ИСОТ МГТУ Владимир Брекалов. Университет, по его словам, сегодня предлагает программы по 120 направлениям и специальностям инженерного дела, причем огромная их часть не зависит от сиюминутной конъюнктуры. “Безусловно, мы стремимся ответить на запросы промышленности, но стараемся и сохранить научные школы”, – подчеркнул директор ИСОТ. Что же касается программ профподготовки и повышения квалификации, то их потребителями в 2012-2013 годах стали 12 стран СНГ, 119 предприятий, 18 учебно-методических центров, 205 школ. “Сейчас мы располагаем 214 программами дополнительного образования, в соответствии с лицензией, обеспеченными преподавательским ресурсом, – сообщил В.Брекалов. – Информация о них размещена на официальном сайте, опубликована в форме брошюры и рассылается примерно по 2500 адресам предприятий и организаций России”. В рамках проекта реализовано техническое обеспечение удаленного доступа, проведены мастер-классы МГТУ с вузами-партнерами, мониторинг спроса на предлагаемые программы в странах СНГ, в котором приняли участие более 200 предприятий и около 50 вузов стран Содружества.
По оценке директора ИСОТ, вузы-партнеры, на базе которых созданы “точки доступа”, очень разные: от сравнительно небольших до мощных. Соответственно, и загрузка этих “точек” не одинакова в разных странах. Но есть и нечто общее для всех. “Суть одна: нам удалось добиться полного взаимопонимания того, как вести учебный процесс, преодолеть нестыковки в методиках и подходах”, – подчеркнул В.Брекалов. Главное достижение, считает он, состоит в том, что в Содружестве созданы базовые опорные точки, позволяющие привлекать все большее число организаций и предприятий.
В то же время практически все представители вузов стран Содружества говорили о том, что им заинтересовать бизнес в программах МГТУ им. Н.Э.Баумана удается с трудом. Причины назывались разные: использование предприятиями для повышения квалификации работников собственных корпоративных центров или уже наработанных связей с другими вузами (Азербайджан); непризнание в стране российских сертификатов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке (Армения); слишком дорогая, по местным меркам, стоимость сертификата о дополнительном профессиональном образовании (Белоруссия)…
Еще одну причину назвала куратор проекта от МФГС, заместитель директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ Елена Полушкина: русский язык как язык профессионального общения в некоторых странах СНГ постепенно сдает свои позиции. Но прежде всего причина недозагрузки центров, на ее взгляд, в том, что вузы на постсоветском пространстве сегодня не задумываются о том, что система дополнительного образования – очень хороший рынок, который с годами, вследствие сокращения доли молодежи в общей численности населения стран, будет приобретать все больший вес. Этот рынок зай­мут две категории организаций: те, у кого уже есть готовый продукт, востребованный бизнесом, и те, кто первым проявит инициативу. “Когда вузы очнутся, затраты на выдавливание конкурента, пусть даже с не очень качественным образовательным продуктом, будут неизмеримо больше”, – заметила эксперт. Поэтому, считает она, нужно не ждать, когда заказчик придет со своими задачами и проблемами, а действовать, предлагать свои программы. Второе, о чем куратор МФГС предложила задуматься представителям вузов СНГ, – необходимость создания на базе “точек дистанционного доступа” совместных программ обучения будущих инженеров. “Именно совместные программы становятся не только основой взаимовыгодного сотрудничества, но и основой расширения профессионального рынка труда преподавателей, специалистов предприятий, будущих выпускников сильнейших технических вузов стран Содружества”, – подчеркнула Е.Полушкина.
Общую статистику активности использования созданных центров привел исполнительный секретарь Общественного совета базовой организации СНГ Сергей Гайманов. Наиболее востребованное направление – информационные системы и технологии, наименее – биомедицинская техника и здоровьесберегающие технологии. Абсолютный лидер по общему количеству слушателей, обучившихся по всем программам, в том числе и получивших сертификат, – Казахстан. Всего на сегодняшний день в рамках проекта обучились 794 человека из 9 стран, из них 207 получили сертификат.
Участниками совещания были сформулированы приоритетные задачи, которые необходимо решить для повышения эффективности “точек доступа”. Было предложено расширить перечень направлений обучения и программ, реализуемых на их базе. Говорили о том, что необходима систематическая опережающая разработка образовательных программ и учебно-методических комплексов, в том числе и совместных, для проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по приоритетным направлениям развития сферы высоких технологий с учетом национальной специфики государств СНГ. Двусторонние связи МГТУ им. Н.Э.Баумана с ведущими техническими вузами стран Содружества для обучения слушателей с использованием “точек дистанционного доступа”, уверены участники совещания, будут развиваться и дальше, после окончания проекта.
…У этой встречи кроме выработки рекомендаций была еще одна задача – подготовка презентации проекта на XX конференции министров образования и XXVI заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, которые состоятся в декабре в Минске. Презентация – не просто отчет о проделанной работе. Это и информация к размышлению. Сеть “точек доступа”, создававшаяся в течение трех лет, способна дать странам гораздо больше, чем дает сейчас. Многое сделать для этого в силах самих вузов, многое, но не всё. Участники совещания пришли к выводу, что для решения всех проблем кадрового обеспечения высокотехнологичных комплексов требуется модернизировать систему дополнительного профессионального образования как в странах Содружества, так и на межгосударственном уровне, а также принять конкретные меры организационного, финансово-экономического, правового характера. Может быть, даже стоит обсудить возможность создания специальной межгосударственной программы, направленной на развитие дополнительного профобразования в странах СНГ на базе дистанционного с использованием технологий электронного образования. Затраты окупятся с лихвой: ведь дефицит кадров для выполнения масштабных технологических проектов – общая проблема для всех стран Содружества. Недооценка ее может обойтись всем очень дорого.

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев