Поиск - новости науки и техники

Сколковский институт науки и технологий

Рабочая группа АНОО ВПО “Сколковский институт науки и технологий”
Тел.: +7 (495) 280-14-81
Методические рекомендации для редколлегий научных журналов
по повышению видимости российских журналов в мировом информационном пространстве и их продвижению на международный уровень


В рамках данной статьи представлены концептуальные методические рекомендации для редакционных коллегий российских научных журналов, направленные на повышение видимости отечественных научных изданий в ведущих информационных и библиографических базах данных и платформах поиска научной информации. Данные рекомендации разработаны в рамках реализации научно-исследовательской работы на тему “Анализ текущего состояния российской научной периодики и разработка предложений по представлению результатов научно-исследовательской деятельности российских научных организаций и ученых в авторитетных международных библиографических базах данных” совместно с ведущим международным консультантом в области издательского дела – компанией Macmillan Science Communication.
Методические рекомендации охватывают практически все аспекты операционной и публикационной деятельности научных журналов и включают в себя постановку задачи и совокупность рекомендаций, направленных на достижение поставленных задач.
Ниже представлены разработанные методические рекомендации в разрезе основных функциональных блоков:
1. Качество/авторство публикаций
Задачи:
•    в краткосрочной перспективе (1-3 года) увеличить долю иностранных авторов от 25 до 50% в зависимости от тематической направленности научного журнала и/или увеличить долю публикаций иностранных авторов (включая соавторов) до 50%;
•    в краткосрочной перспективе (1-3 года) достигнуть значения импакт-фактора 1,0 и более.
Рекомендации:
•    активно и последовательно использовать технические инструменты, предоставляемые международными библиографическими базами данных (Web of Science, Scopus и т.д.) для анализа текущего положения журнала, определения областей перспективного развития и т.д.;
•    расширять участие зарубежных специалистов в составе редакционной коллегии, в частности, усиливать представительство от США/Канады и Азиатско-Тихоокеанского региона;
•    назначить международного редактора или редакторов наряду с существующим главным редактором, что позволит однозначно заявить о том, что журнал является международным;
•    внедрить инструменты продвижения авторов, расширить и упростить процесс распространения их публикаций, проводить рекламную кампанию с целью демонстрации преимуществ публикации в журнале среди потенциальных авторов, в частности, ведущих исследователей в предметной области, публикующих свои работы в конкурирующих журналах;
•    внедрить онлайн-системы подачи/рецензирования статей для целей обеспечения публикационной активности иностранных авторов;
•    расширять группы рецензентов за счет привлечения зарубежных рецензентов с целью поддержания заметности журнала. Рецензентов также необходимо мотивировать на подписку на e-mail/RSS оповещения;
•    на постоянной основе анализировать нецитируемые или низкоцитируемые публикации с целью выявления общих характеристик/тенденций (например, предметные области), а также внедрить более жесткие критерии рецензирования с целью снижения доли таких статей и повышения импакт-фактора.
2. Формирование контента
Задачи:
•    поддерживать текущий объем публикаций и частоту выпуска или последовательно увеличивать объем и/или частоту публикаций там, где это продиктовано широким научным интересом;
•    определить сбалансированное соотношение между оригинальными статьями и информационным наполнением прочего характера.
Рекомендации:
•    в соответствии с рекомендациями редакционной коллегии расширять перечень областей научных публикаций, публиковать редакционные статьи на актуальные научные темы, интенсифицировать работу с ведущими авторами;
•    значительно расширить онлайн-контент путем использования возможностей современных интернет-технологий;
•    организовывать специальные выпуски или выпуски приложений на самые актуальные темы;
•    бесплатно продвигать обзорные статьи по “выбору редакции” (возможно, на ограниченный период времени).
3. Присутствие в реферативных и поисковых системах/базах данных
Задача:
•    расширять присутствие в международных библиографических базах данных, в том числе в базах данных, размещаемых на платформе Web of Knowledge.
Рекомендации:
•    разработать и реализовать план мероприятий по включению журнала в ведущие международные библиографические базы данных (Web of Science, Scopus и т.д.) с учетом предъявляемых требований и стандартов соответствия (для тех журналов, которые еще не включены в ведущие мировые библиографические базы данных);
•    продолжать регулярные публикации и придерживаться графиков публикаций;
•    не использовать устаревшие тактики искусственного повышения импакт-фактора и других наукометрических показателей (например, посредством самоцитирования), что является одной из основных причин дисквалификации журналов международными библиографическими базами данных.
4. Процесс рецензирования
Задачи:
•    разработать и внедрить политики, регламентирующие процесс рецензирования, вопросы финансирования данного процесса и направленные на исключение конфликта интересов (между рецензентом и автором рецензируемого материала);
•    на постоянной основе отслеживать информацию об удовлетворенности авторов;
•    стимулировать рецензентов к поддержанию более конструктивной обратной связи с авторами.
Рекомендации:
•    внедрить инструменты обратной связи и/или анкетирования авторов для анализа степени их удовлетворенности публикационным процессом;
•    последовательно переходить к более широкому использованию внешнего рецензирования;
•    рассмотреть возможность введения контроля качества для рецензентов или процесса сбора откликов для авторов;
•    внедрить процедуру оценки (рейтингования) редакторами обзоров рецензентов и хранения этих рейтингов в базе данных рецензентов. Рецензенты, постоянно представляющие слабые обзоры, могут быть исключены;
•    на постоянной основе поддерживать обратную связь с рецензентами по их обзорам;
•    внедрить письменные инструкции/рекомендации для рецензентов;
•    рассмотреть возможность членства в Комитете по публикационной этике (Committee on publication ethics), который предоставляет широкий спектр передовых методологий и инструментов в области рецензирования.
5. Читательская аудитория
Задачи:
•    расширить читательскую аудиторию онлайн-версии журнала путем увеличения числа загрузок полнотекстовых статей и технологических улучшений (более подробно см. раздел 8);
•    внедрить инструменты мониторинга и анализа степени удовлетворенности читательской аудитории.
Рекомендации:
•    внедрить доступные инструменты сбора и анализа информации по просмотру/скачиванию онлайн-контента (публикаций) с целью лучшего понимания структуры скачиваемого контента, а также факторов, влияющих на частоту, качественные и количественные показатели использования контента – в качестве базового инструмента можно использовать бесплатную версию Google Analytics (премиум-версия содержит ряд дополнительных функций, большинство которых не являются необходимыми для маркетингового исследования деятельности журнала);
•    проводить регулярные опросы/анкетирование читательской аудитории, что позволяет получить более полную информацию о структуре скачиваемого контента;
•    более широко применять маркетинговые инструменты на основе электронной почты и Интернета, а также социальных сетей, что потенциально позволит увеличить использование контента;
•    регулярно организовывать рекламную кампанию авторов с помощью рассылок по электронной почте, посредством инструментов социальных сетей, путем предоставления бесплатных приглашений на конференции, организуемые научными изданиями или по инициативе авторов публикаций, и т.д.;
•    активно пропагандировать регистрацию для получения анонсов журнала (содержания и т.д.);
•    рассмотреть вопрос о предоставлении свободного доступа к некоторым публикациям;
•    создать условия и мотивировать авторов на распространение своих публикаций;
•    при высоких показателях загрузок статей сообщать авторам соответствующую информацию (например, рассылать перечень 10 самых скачиваемых статей и т.д.).
6. Узнаваемость
Задачи:
•    внедрить процедуру/процесс мониторинга/улучшения узнаваемости журнала в поисковых системах общего пользования и научной направленности;
•    присваивать статьям устойчивые цифровые идентификаторы, предпочтительно DOI.
Рекомендации:
•    активно использовать инструменты SEO (поисковой оптимизации);
•    расширять использование доступных механизмов индексации для повышения узнаваемости журнала в поисковых системах общего пользования и научной направленности;
•    внедрить процедуру присваивания статьям цифровых идентификаторов.
7. Финансовое планирование
Задача:
•    организовать сбалансированное финансирование коммерческих расходов (маркетинговых расходов) и расходов на обновление технологической инфраструктуры.
Рекомендации:
•    внедрить комплекс мер, направленных на улучшение координации между редакционным, издательским и маркетинговым направлениями деятельности журнала в части финансового планирования и прогнозирования;
•    активно использовать сценарный подход при финансовом планировании с целью построения сбалансированного бюджета;
•    обеспечить оптимальное соотношение расходов на внутрироссийские цели (например, обеспечение высококачественной цветной публикации) и на цели продвижения на международном уровне (например, использование зарубежных онлайн-платформ, баз данных научных публикаций, поисковых ресурсов).
8. Технологические улучшения
Задачи:
•    постоянно отслеживать спрос со стороны читательской аудитории на мобильный доступ к статьям и внедрение, при наличии необходимого объема спроса, системы представления соответствующим образом отформатированных публикаций (например, в формате HTML/MathJAX или ePub);
•    при необходимости внедрить следующие минимальные требования для интернет-ресурсов (онлайн-платформ), на которых размещается онлайн-контент научного журнала:
    индивидуальные страницы дислокации страниц;
    URL публикаций;
    идентификаторы цифровых объектов;
    активные ссылки;
    скачиваемая библиографическая информация;
    ссылки на использованные источники;
    поиск по ключевым словам, сохранение параметров поиска;
    полные тексты статей в форматах HTML и PDF;
    интегрированные инструменты социальных сетей;
    ссылки на связанные/похожие статьи;
    последовательное размещение публикаций;
    навигация внутри статьи;
    расширенный инструмент PDF viewer для чтения и скачивания статей в формате PDF;
    ORCID;
    система расчета количественных и качественных показателей на уровне отдельной статьи;
    инструмент Responsive Design (Responsive Web Design) и т.д.
Рекомендации:
•    внедрить указанные технологические элементы/улучшения/процессы;
•    внедрение DOI повлечет за собой определенные расходы, которые, по нашему мнению, являются обоснованными. Но при этом не исключается использование более дешевых альтернативных идентификаторов, таких как Handles или ARKs;
•    в случае сотрудничества с зарубежным изданием онлайн-платформа данного издания может быть использована для размещения материалов журнала в сети Интернет.
9. Создание/изменение дизайна
Задача:
•    проанализировать текущий дизайн электронного ресурса/печатной версии издания с целью выявления и последующей доработки недостатков.
Рекомендация:
•    разработать и реализовать план мероприятий в соответствии с поставленной выше задачей.
10. Бизнес (операционная) – модель
Задачи:
•    уточнить стратегию развития издания в соответствии с выбранной бизнес-моделью;
•    разработать и реализовать планы развития (операционные планы по годам) для поддержки уточненной стратегии развития.
Рекомендации:
•    в зависимости от бизнес-модели расширять участие и обеспечивать внедрение издательских стандартов ведущих международных издательских объединений/ассоциаций (например, ALPSP – Ассоциации издательств научных и профессиональных обществ);
•    использовать сценарный подход к операционному планированию, который позволил бы своевременно идентифицировать и оценить комплекс различных факторов, влияющих на результаты деятельности издания в различных условиях функционирования.

Нет комментариев