К Марсу — с амбициями

Флот космических кораблей, изучающих Марс, пополняется двумя аппаратами — индийским и американским. С подробностями — Reuters.
На днях осуществлен запуск индийского спутника-исследователя Марса с космодрома в Космическом центре имени Сатиша Дхавана (Satish Dhawan Space Centre) на острове Шрихарикота. Первый в индийской истории исследований космоса межпланетный аппарат называется Mars Orbiter Mission, и, как следует из названия, это орбитальный спутник. До него страна осуществила успешную миссию зондирования Луны с помощью аппарата Chandrayaan-1, который обнаружил в лунном грунте молекулы воды. У орбитальной марсианской миссии также амбициозные научные цели, в числе которых поиски метана в атмосфере Красной планеты. На Земле это вещество однозначно связано с органикой, то есть свидетельствует о присутствии жизни. Впрочем, метан способен производиться и в небиологических процессах, а впервые этот газ был обнаружен в марсианской атмосфере 10 лет назад. Недавние спектрометрические определения метана, проведенные американским марсоходом Curiosity, указали на следовые количества этого газа, допускающие его существование на планете около 200 лет назад. Индийскому орбитальному аппарату предстоит, кроме того, исследовать особенности поверхности Марса и ее минеральный состав.
Также в ноябре будет запущен другой орбитальный аппарат под названием MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution). В отличие от индийского спутника он будет искать не метан, а причину истончения марсианской атмосферы, которая некогда превосходила по толщине земную. “MAVEN сфокусируется на попытках прояснения истории атмосферы, изменений климата и того, как это могло повлиять на эволюцию поверхности и возможную обитаемость планеты, по крайней мере на ее заселение микробами”, — передает Reuters слова научного руководителя миссии Брюса Якоски (Bruce Yakosky) из Университета Колорадо в Боулдере (University of Colorado at Boulder). Предполагаемая дата запуска аппарата MAVEN с мыса Канаверал — 18 ноября, к Марсу он должен подлететь 22 сентября 2014 года, через день после прибытия на орбиту Красной планеты индийского аппарата.