Поиск - новости науки и техники

Груз перезагрузки. Российские студенты осилили азы самоуправления.

По данным экспертов, к 2015 году численность трудоспособного населения России уменьшится почти на треть и на каждую его тысячу придется порядка 800 нетрудоспособных. О том, что резервы повышения уровня экономической активности людей – как молодых, так и старшего возраста – фактически исчерпаны, секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил еще два года назад. Тем не менее государство рассчитывает на молодежь и продолжает корректировать политику в отношении этой части населения страны с учетом демографических, социальных и экономических вызовов, инициируя в том числе и мероприятия по воспитанию лидеров с управленческими компетенциями в студенческой среде.
В России за развитие молодежного потенциала в интересах инновационного развития страны сегодня отвечает специально созданный при Минобрнауки РФ Совет по делам молодежи, в состав которого помимо чиновников министерства и Росмолодежи входят представители общероссийских и региональных некоммерческих, научных и общественных организаций, включая различные формы объединения студентов. Развитие студенческого самоуправления (ССУ) – одно из приоритетных направлений деятельности совета и профильных органов, занятых в настоящий момент подготовкой Стратегии развития государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года. Напомним, что обязательное наличие организаций ССУ в вузе предусмотрено и условиями Болонского соглашения. Еще до его подписания российской стороной в 2003 году государство стало активнее налаживать диалог с объединениями студентов. Так, в рамках реализации стратегии молодежной политики в 2001 году Министерство образования РФ инициировало проведение в Москве I Всероссийского студенческого форума, собравшего более тысячи представителей 800 с лишним вузов из 75 субъектов РФ. Ключевой темой разговора студентов и представителей власти стало тогда привлечение внимания общества и государства к студенческим объединениям и необходимость их поддержки. В проекте концепции развития ССУ, разработанной с учетом резолюции форума, было заявлено, что “молодежь является не только объектом воспитания и образования, но и сознательным участником социальных преобразований”.
Через три года студенты собрались в Томске. На втором форуме на повестку дня был вынесен вопрос о нормативно-правовом оформлении органов ССУ, а на последующих двух, состоявшихся в Краснодаре и Барнауле, одной из главных тем стало вовлечение студенчества в процесс модернизации профессионального образования. Эту же задачу во главу угла поставил и недавно завершившийся в Санкт-Петербурге V Всероссийский студенческий форум, собравший порядка полутора тысяч участников. К моменту его проведения новый ФЗ “Об образовании в РФ” уже нормативно закрепил статус студсоветов, и в университетах начали активно создаваться объединенные советы обучающихся для координации действий работающих и вновь создаваемых органов ССУ.
Знаковым событием этого форума, проходившего под девизом “О будущем – без должностей и галстуков”, стал открытый диалог “Ректор – Студент” – первый опыт масштабной дискуссии руководителей и учащихся вузов, посвященной академической стратегии и проведенной в таком формате.
Генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина подтвердила намерение ректорского корпуса развивать прямое взаимодействие со студенчеством. “Ректор – главный учитель в университете, а не исключительно управляющий чиновник, – подчеркнула она. – Университет – это не здание, это социум, отношения преподавателей и студентов должны быть открытыми и доверительными”. Поддержку ССУ и студенческих проектов со стороны государства в рамках специальной программы генеральный секретарь РСР расценила как вклад в осуществление миссии университетов – “флагманов развития региональных систем экономики”.
О желании наладить каналы взаимной связи заявил и глава Российского студенческого союза (РСС) Артем Хромов. Он, в частности, поднял вопросы прозрачности и демократичности выборов как ректоров, так и лидеров студенчества, а также заговорил о допуске студентов к распределению средств в вузах. Кроме того, в ходе дискуссии стороны обсудили целесообразность совмещения студентами учебы и работы, проблемы, вызванные слиянием университетов, идеологическую политику в вузах, деятельность студотрядов, цены на проживание в общежитиях и др.
Надо отметить, что участвующие в дискуссии лидеры ССУ из разных университетов страны коснулись острых тем только в заключительной части диалога, причем не без помощи ректоров, то подбадривавших своих “учеников”, то упрекавших их в отсутствии понимания смысла происходящего. Со временем студенческие активисты, очевидно, наберутся опыта неформального общения с руководителями вузов. Такую возможность РСР готов им предоставить: по словам Ольги Кашириной, открытый диалог не останется разовой акцией – он уже положил начало “перезапуску отношений”. 
Одной из основных задач форума стало привлечение внимания общественности к проектным инициативам студенчества. На его предварительных региональном и окружном этапах в ходе конкурсов, проходивших с марта по сентябрь этого года во всех федеральных округах с участием 85 вузов, из примерно двух тысяч были отобраны 500 проектов научной, инфраструктурной, коммуникационно-информационной, спортивной и творческой тематики. На итоговых мероприятиях федерального этапа форума в Санкт-Петербурге в отдельной номинации презентовались и уже реализованные разработки с конкретным результатом внедрения, и межотраслевые, прошедшие первичную апробацию. Основными площадками стали Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) и Национальный минерально-сырьевой университет “Горный”.
Наибольшее число проектов, представленных там, были посвящены научной тематике (41%), а также развитию медиасреды, творчества, здоровому образу жизни (30%). По итогам конкурсного отбора в лучшие попали 100 авторских работ. Кроме того, гранты на развитие получили три групповые инициативы, объединившие проектантов на федеральном этапе, и четыре индивидуальных проекта.
Одним из важных итогов состоявшегося в рамках форума открытого заседания Совета по делам молодежи при Минобрнауки РФ стало решение о продолжении Программы развития деятельности студенческих объединений в 2014-2015 годах. От лица участников ее первого этапа (2012-2013 годы) перед представителями министерства отчитался председатель Региональной молодежной общественной организации “Волгоградская ассоциация студентов” Антон Тесленко. Напомним, что субсидии на развитие студенческого самоуправления по итогам конкурсного отбора получили 95 из 236 вузов-участников. Дважды в год они докладывали о выполнении целевых показателей программы, в рамках которой в общей сложности было проведено порядка 3,8 тысячи мероприятий с охватом свыше 4,5 млн человек (более половины всех студентов страны). Почти в три раза за два отчетных года выросло число предприятий-партнеров, сотрудничающих с вузовскими центрами профориентации и карьеры на постоянной основе – до 7,5 тысячи. На 1 млрд 300 млн бюджетных рублей вузы-победители смогли привлечь 1,4 млрд от бизнес-сообщества.
“Реализация программ содействовала качественной подготовке инновационно ориентированных, конкурентоспособных специалистов, активизации работы студобъединений, усилению социализирующей функции университетов-победителей”, – отметил также Антон Тесленко. Согласно итоговой статистике, в ходе реализации программы создано более 1700 студенческих КБ и лабораторий, выполнено НИОКР на сумму более 8,5 млн рублей, а в рамках деятельности бизнес-инкубаторов поддержано свыше 1,5 тысячи молодежных проектов.
По данным, представленным в докладе, 35 тысяч молодых людей в составе тысячи студенческих отрядов выполнили работы объемом более миллиарда рублей, а к участию в добровольческой деятельности за два года удалось привлечь 60 тысяч человек. Формированию управленческих компетенций способствовал рост в 2,5 раза числа обучающихся, вовлеченных в деятельность студенческих объединений. При этом ежегодное количество мероприятий внутриуниверситетского, регионального и федерального уровней увеличилось в четыре раза.
“Создание объединенных советов обу-чающихся снизило внутривузовскую разобщенность, консолидировало разные объединения студентов и молодежных организаций. За два года советы наработали значительный опыт в сфере молодежной политики. Сегодня это коллегиальные органы ССУ, способные решать реальные проблемы сообщества”, – резюмировал докладчик, добавив, что в его регионе заметно упростился процесс обратной связи вузов с министерством, укрепились межвузовские связи на уровне объединенных советов и наладился обмен лучшим опытом ССУ. Студенчество научилось брать на себя ответственность за самостоятельное решение проблем, готовить отчеты и участвовать в распределении денежных средств.
В ходе заседания представители ряда вузов-победителей рассказали о своих достижениях. К примеру, в Уральском федеральном университете им. первого Президента РФ Б.Н.Ельцина (УрФУ) студенты при участии более тысячи выпускников создали эндаумент-фонд “К 100-летию Уральского федерального университета”. Общая сумма пожертвований на поддержку студенческих проектов и инициатив составила более 3,5 млн рублей. В 2014 году по инициативе студентов на базе УрФУ будет проводиться чемпионат мира по программированию (в 2013-м он проходил на базе НИУ ИТМО).
О новейших идеях Минобрнауки по совершенствованию условий реализации молодежного и студенческого потенциала страны доложил на совещании директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи министерства Александр Страдзе. Он рассказал о мерах, намеченных его коллегами и одобренных главой Минобрнауки Дмитрием Ливановым. Предполагается, в частности, разработать Стратегию развития государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года, а также проект основного механизма ее осуществления – государственной программы “Молодежь России” на 2016-2025 годы. Александр Страдзе подчеркнул, что ныне действующая программа с аналогичным названием реализуется в формате ФЦП и в этом ее принципиальное отличие от новой. Государственная программа рассчитана на более длительный срок, что позволяет, в частности, привлечь больший спектр ресурсов и инструментов, а также по ходу ее выполнения запланировать и принять необходимые меры государственно-правового регулирования.
Кроме того, в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период ежегодно с 2014 года будут предусмотрены средства на субсидии молодежным объединениям, грантовую поддержку социально значимых проектов и программ, а также федеральные субсидии субъектам РФ на выполнение региональных программ по реализации основных направлений государственной молодежной политики. При формировании бюджетов всех уровней эти средства решено выделять отдельной строкой для облегчения оценки объема и эффективности затрат.
Как уточнил замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов, завершить разработку стратегии и согласовать ее с Правительством РФ Минобрнауки планирует к февралю 2014 года.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта http://vk.com

Нет комментариев