Уроки сессии. Льготников надо адаптировать к учебе в вузе, считают в Минобрнауки.

На заседании коллегии Минобрнауки РФ вновь был рассмотрен вопрос об итогах приема в вузы в 2010 году — на этот раз в сопоставлении с результатами первой сессии вчерашних абитуриентов. Анализ данных, представленных 336 подведомственными министерству вузами (всего их 342), позволил увидеть определенные тенденции и взаимосвязи, сообщила директор Департамента профессионального образования Минобрнауки РФ Татьяна Давыденко. В частности, выявлена четкая зависимость между средним баллом ЕГЭ студентов, поступивших на определенное направление, и результатами зимней сессии. Так, например, наивысший балл ЕГЭ отмечен у поступивших на направления и специальности укрупненной группы специальностей и направлений (УГСН) “Здравоохранение”, “Гуманитарные науки”, “Информационная безопасность”, “Экономика и управление”. Первую сессию эти же студенты сдали со средними баллами на уровне 3,86-4,15. Наименьший балл ЕГЭ — у поступивших на направления и специальности УГСН “Морская техника”, “Воспроизводство и переработка лесных ресурсов”, “Металлургия, машиностроение и материалообработка”. Сессия этими студентами сдана с баллами на уровне 3,11-3,44. Аналогичные зависимости отмечаются и для других УГСН.
Чем выше балл ЕГЭ, тем лучше результаты сессии и у абитуриентов, поступавших на льготных основаниях и в рамках целевого приема. Однако в целом практически у всех льготников средний балл ЕГЭ был ниже, чем у рядовых абитуриентов. Исключение составили те, кто на льготных условиях поступал на направления и специальности УГСН “Оружие и системы вооружения” и “Морская техника”. В министерстве этот факт объясняют особыми целевыми установками данной части абитуриентов.
Выявлено, что абитуриенты, поступающие вне общего конкурса и пользующиеся льготами по основаниям, не связанным с учебными достижениями (в том числе на основе целевого набора), в среднем имеют более низкий балл ЕГЭ. То есть они более слабо подготовлены к обучению в вузе по сравнению с теми, кто вынужден участвовать в конкурсном отборе на общих основаниях, что сказывается на их учебных успехах. Итоги первой сессии в этом смысле показательны, считают в министерстве.
Для решения проблемы несоответствия уровня довузовской подготовки абитуриентов, поступающих на льготных основаниях (кроме победителей и призеров олимпиад), требованиям, предъявляемым к студентам вуза, чиновники предлагают ввести ряд мер, направленных на адаптацию таких абитуриентов к условиям вузовского обучения и не нарушающих их прав. Например, подготовительные курсы для старшеклассников при вузах по соответствующим предметам ЕГЭ, адаптивные тренинги и курсы по подготовке к обучению в новых условиях. Тогда такие абитуриенты смогут на равных участвовать в общем конкурсе на поступление. Условия приема в вузы станут более прозрачными и понятными. Это позволит сделать уровень подготовленности абитуриентов главным условием поступления в высшее учебное заведение.
Общий анализ итогов зимней сессии показал, что, как правило, на менее востребованные укрупненные группы специальностей и направлений (“Сельское и рыбное хозяйство”, “Металлургия, машиностроение и материалообработка”, “Авиационная и ракетно-космическая техника”, “Оружие и системы вооружения”, “Морская техника”, “Транспортные средства”, “Электронная техника, радиотехника и связь”, “Воспроизводство и переработка лесных ресурсов”) приходят и наименее подготовленные абитуриенты. Став студентами, они демонстрируют более скромные успехи в учебе, чем студенты, поступавшие на общих основаниях.

(По материалам коллегии Минобрнауки РФ)

Нет комментариев