Болевой прием. Вузы шокировали абитуриентов списками вступительных экзаменов.

Для большинства абитуриентов список предметов ЕГЭ не изменился. Об этом сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. Журналисты засыпали министра самыми острыми вопросами. Интересовались, конечно, в первую очередь предстоящими выпускными экзаменами. Напомним, в начале февраля вузы обнародовали списки предметов, которые нужно сдать для поступления, и по сравнению с прошлым годом эти списки изменились (см. статью “Не время перемен”, “Поиск” №8, 2014). Формально все было выполнено правильно, согласно приказу Минобрнауки, по факту же такие новации вызвали негодование школьников и их родителей. Но министр напомнил, что такой порядок — публикация правил приема в феврале — работает уже много лет. В 2014 году изменение набора экзаменов, необходимых для поступления в вузы, поставило в неприятное положение порядка 7% абитуриентов — большинство из них начали готовиться к экзаменам с
1 сентября, а некоторые еще раньше. Дмитрий Ливанов согласился, что проблема существует, и отметил, что Минобрнауки поставило вопрос о том, чтобы передвинуть дату объявления о правилах приема всеми вузами на более ранний срок. Относительно нынешней ситуации министр выразился ясно:
— Вузы вправе принимать решения, соответствующие нормативной базе. У каждого из них есть выбор. Мы считаем, что в этом “переходном” году вузам лучше придерживаться того же набора экзаменов, который был и в прошлом, но я не исключаю и то, что какие-то университеты примут другие решения. В этом нет ничего страшного. Система экзаменов в целом должна проверять уровень знаний выпускника за все время обу-чения.
В следующем учебном году молодых людей обяжут писать сочинение. Правда, как его будут учитывать при приеме в вузы, пока неизвестно. Наиболее вероятным, с учетом обсуждений на сегодняшний день, министру представляется то, что возможность сдавать ЕГЭ по русскому языку школьники получат уже после 9 класса, но смогут это делать и после 10-го. В 11 классе, в январе-феврале, школьники будут писать сочинение. Оценят его по пятибалльной шкале или просто поставят зачет — незачет? Это обсуждается. Дмитрий Ливанов пообещал, что решение будет вынесено не позже августа этого года.
В 2014 году проведение ЕГЭ отличается от предыдущих лет еще и тем, что почти все аудитории, где дети будут сдавать экзамен, оборудуют видеокамерами. В каждом классе поставят как минимум две, и обойдется такое оснащение государству в 10-12 тысяч рублей на каждое помещение, заявил министр.
— Мы внимательно анализируем опыт регионов, которые в прошлом году ввели стопроцентное наблюдение за сдачей ЕГЭ, — это Краснодарский край, Чеченская Республика и еще несколько субъектов РФ. Там результаты ЕГЭ сопровождаются минимальным количеством проблем. В Чеченской Республике, к примеру, наибольшая объективность результатов среди всех регионов Северо-Кавказского федерального округа, — объяснил он.
Еще одно нововведение 2014 года: при поступлении в вузы победителям олимпиад придется подтверждать свой уровень владения профильным предметом. Они будут обязаны сдать ЕГЭ на оценку не ниже 65 баллов. И хотя понятно, что ученики, занявшие первые места олимпиад, по идее должны легко справиться с единым экзаменом, не станет ли отмена привилегий причиной пониженного интереса к интеллектуальным соревнованиям? На это Дмитрий Ливанов ответил, что такое решение было принято по настоятельным рекомендациям Совета по проведению всероссийских олимпиад школьников во главе с Виктором Садовничим. Минобрнауки его полностью поддержало, раз инициатива исходила от самого ректорского сообщества. В остальном порядок приема олимпиадников в вузы остался неизменным. Понижения популярности олимпиад министр также не боится: он отметил, что внимание абитуриентов к такого рода состязаниям всегда было повышенным независимо от бонусов при поступлении.
В 2014 году увеличилось и количество квот на бюджетные места в вузах для иностранцев с 10 до 15 тысяч мест. Отчасти это связано и с тем, что в системе высшего образования наступают “непростые времена”.
— В России в силу демографической ситуации снижается количество выпускников, — объяснил Д.Ливанов. — Исходя из этого у нас через несколько лет на полтора миллиона сократится количество студентов. Значит, “мощности” системы высшего образования будут использованы не в полную силу. Это открывает для нас дополнительные возможности по привлечению в наши вузы студентов из-за границы. В первую очередь, в качестве приоритета мы рассматриваем страны СНГ. Правительство уже в этом году приняло решение увеличить квоты, но я считаю, что здесь наши возможности далеко не исчерпаны и мы можем двигаться дальше по пути увеличения этих квот.
Дмитрий Ливанов в контексте обсуждения возможности обучения в России иностранцев упомянул Федеральный закон “О соотечественниках”. По нему, соотечественником является человек, который говорит по-русски, чьи родители были рождены на территории СССР. Таким людям не нужны квоты, они могут поступать в вузы на бюджетные места на тех же условиях, что и россияне. В каждом государстве СНГ в этом году будут созданы пункты по приему ЕГЭ.
Позитивные тенденции намечаются в работе университетских преподавателей. Им хотят облегчить жизнь. Разговоры о бюрократизации были услышаны властями. Отчетность хотят снизить до минимума.
— Мы сделаем все, чтобы преподаватели занимались своим делом — работали со студентами и выполняли научные исследования. Это большая важная задача, и мы нацелены на то, чтобы она решалась максимально активно, — заключил министр.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Андрея Моисеева

Нет комментариев