Есть кто живой? Новый проект изучения Марса ответит на старый вопрос.

Красную планету сегодня изучают три орбитальных спутника, марсоход и подвижная научная лаборатория. Но ученым кажется этого мало — в рамках совместного российско-европейского проекта “ЭкзоМарс” к будущим стартам готовятся новые исследовательские комплексы. В чем состоит научная значимость проекта? Способен ли он решить задачи, с которыми не могут справиться уже реализованные миссии? С этих вопросов началась беседа нашего корреспондента с доктором физико-математических наук Олегом КОРАБЛЕВЫМ, заместителем директора Института космических исследований РАН — участника проекта с российской стороны.

— Действительно, единственная планета Солнечной системы, где климатические условия отдаленно напоминают земные, исследуется очень интенсивно начиная с 2000-х годов, — говорит Олег Игоревич. — Это длительный мониторинг климата, детальное картирование выбранных областей с орбиты, изу­чение поверхности с подвижных платформ различными методами и многое другое. Кажется, что количество и качество данных о Красной планете уже можно сравнивать с исследованиями Земли из космоса.
Однако не стоит забывать, что создание космических научных аппаратов требует длинных циклов подготовки и желаемое развитие часто задерживается из-за аварий. Поэтому почти все исследования, проводимые сейчас на орбитальных марсианских спутниках, планировались еще в 1980-х, после миссии “Викинг”. В нашем веке задумана лишь марсианская научная лаборатория “Кьюриосити”. К тому же накопленный багаж знаний требует принципиально новых исследований. Многие недавние открытия были сделаны там, где не ждали. Для их подтверждения и уточнения нужны специализированные приборы. Поэтому и возникла потребность в создании лаборатории нового поколения.
— Согласно современным научным представлениям, климат на молодом Марсе был похож на земной. Вполне возможно, что в далеком прошлом на Красной планете зародилась жизнь. Не исключено, что какие-то ее формы сохранились до наших дней. Сможет ли “ЭкзоМарс” ответить на старый вопрос: есть ли жизнь на Марсе?
— Проект предусматривает два запуска, планируемых на 2016 и 2018 годы. В 2016 году на орбиту вокруг Марса будет выведен спутник Trace Gas Orbiter, главная задача которого — измерение содержания малых атмосферных газов. При этом десантный аппарат опустится на поверхность, в основном для того, чтобы проверить технологии посадки. Цель запуска 2018 года — доставка марсохода массой около 300 килограммов. После того как он покинет посадочную платформу, она останется работать как долгоживущая станция, приборы которой будут проводить мониторинг климата и другие исследования в течение марсианского года.
Главная особенность нового марсохода — наличие бурильной установки, рассчитанной на глубину до двух метров. Керны из тщательно выбранных мест бурения будут изучаться аналитической лабораторией там же на месте. Исследование грунта с такой глубины, несомненно, даст больше шансов обнаружить жизнь или хотя бы ее следы, чем аналогичные измерения, проводимые на поверхности, миллиарды лет подвергавшейся выветриванию и облучению. Арсенал научных инструментов, используемый “ЭкзоМарсом”, также “острее” нацелен на поиск следов жизни, чем набор приборов работающей сейчас марсианской лаборатории “Кьюриосити”. Окончательно и определенно ответить на старый вопрос на данном этапе вряд ли возможно, но продвижение вперед ожидается очень существенное.
— Какие перспективы в исследовании Марса могут открыться благодаря новому проекту?
— Около 10 лет назад в атмосфере Марса был обнаружен метан. Гипотезы о природе образования этого газа противоречивы и пока не подтверждаются численными моделями. Кроме того, метан достаточно быстро, по астрономическим меркам, должен разрушаться под действием солнечного ультрафиолетового излучения. Откуда же он берется? На Земле этот газ в основном биологического происхождения, и его обнаружение на Марсе вызывает большой резонанс в научной среде. Мы надеемся, что проект “ЭкзоМарс” поможет не только получить надежные сведения о количестве метана в атмосфере Красной планеты, но и выяснить его происхождение, что, несомненно, даст почву для новых исследований. Кроме того, вода, обнаруженная в грунте Марса даже на низких широтах, нуждается в детальном картировании и мониторинге для планирования дальнейших исследований Красной планеты и возможного ее освоения в будущем.

Беседовал