Отпечатки вечности

Получено наблюдательное подтверждение инфляционной модели Вселенной, предложенной и разработанной, в частности, известными физиками-теоретиками Алексеем Старобинским и Андреем Линде. С подробностями — Stanford News.
Инфляционная модель Вселенной — космологическая теория, которая описывает физическое состояние и характер расширения Вселенной на ранней стадии Большого взрыва. Гравитационные волны, обнаруженные радиотелескопом на Южном полюсе в серии экспериментов BICEP (Background Imaging of Cosmic Extragalactic Polarization) по исследованию реликтового, или космического микроволнового фонового, излучения путем измерения их поляризации, явились подтверждением теории, согласно которой почти 14 миллиардов лет назад наша Вселенная началась с экстраординарного события, которое вызвало Большой взрыв. В самые первые мгновения своего существования, измеряемые порядком 10-38 секунды, Вселенная начала экспоненциально расширяться до пределов, находящихся вне поля зрения лучших на сегодняшний день телескопов. Данные эксперимента BICEP2, которые были обнародованы 17 марта группой ученых из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics) в Массачусетсе, представляют первые в мире изображения гравитационных волн, или возмущений, на поверхности пространства-времени, их называют еще “первыми вибрациями Большого взрыва”. Эти отпечатки гравитационных волн начала Вселенной на фоновом излучении, являясь отпечатками квантовых флуктуаций в первые доли секунды мироздания, также подтверждают общую теорию относительности Эйнштейна, которая предполагала существование гравитационных волн. Таким образом, сейчас доказана и глубинная связь между квантовой механикой и теорией относительности.
Обнаруженные радиотелескопом в наблюдении BICEP2 флуктуации космического микроволнового фонового излучения — отголоска Большого взрыва — позволяют судить об условиях в ранней Вселенной, уровне и плотности энергии, породившей все, что есть сейчас. Ранняя Вселенная была чрезвычайно горячей и плотной, но уже спустя 380 тысяч лет после Большого взрыва она достаточно остыла для того, чтобы по ней могли распространяться световые волны. Эти фотоны ранней Вселенной странствуют до сих пор, и их в виде уже упомянутого фонового излучения улавливают радиотелескопы. Одну из поляризованных компонент этого излучения, называемую В-модой поляризации и связанную, согласно теории, с инфляционным расширением Вселенной и воздействием гравитационных волн, удалось зарегистрировать в эксперименте BICEP2.
Основоположниками теории инфляционной модели Вселенной являются академик РАН Алексей Старобинский, Андрей Линде, бывший сотрудник ФИАН, ныне профессор Стенфордского университета, и Алан Гуз (Alan Guth) из MIT. Полученные экспериментальные данные подтверждают “Хаотическую теорию инфляции” Линде, и, как говорит сам ученый, это стало возможно благодаря тому, что “качество экспериментальной работы в космологии стало фантастическим”.