Поиск - новости науки и техники

Стипендию считать зарплатой. Студенты знают, что учеба – это труд.

Качество получаемого студентами профессионального образования не в последнюю очередь зависит от уровня их благосостояния, констатировали участники круглого стола на тему “Социальная поддержка студенчества: проблемы и пути решения”, созванного по инициативе Экспертного совета по вопросам студенчества Комитета Госдумы по образованию. Открывая заседание, председатель комитета Григорий Балыхин отметил, что в Закон об образовании необходимо заложить такие нормы социальных гарантий государства, которые не только не ухудшили бы положение будущих специалистов и ученых, но и улучшили качество их жизни. Предложенный к обсуждению общественности законопроект этой установке не соответствует, что стало поводом для многочисленных замечаний и инициатив от представителей вузов.
Григорий Балыхин обозначил с десяток наиболее важных проблем, связанных с соцобеспечением студентов: маленькие стипендии, количество и качество мест в общежитиях, недостатки в организации питания и медицинского обслуживания, правовая неупорядоченность предоставления отсрочки от службы в армии и другие. Однако разговор их рассмотрением не ограничился. Так, председатель Российской ассоциации проф-союзных организаций студентов вузов Олег Денисов обратил внимание участников круглого стола на необходимость определения правового статуса студента и поставил вопрос: “Учеба – это труд по получению знаний и формированию ресурса кадрового потенциала или получение услуги?” От варианта ответа, по его словам, должен зависеть размер студенческой стипендии. Если признать, что студенты работают над получением образования в интересах государства, то компенсация за их труд в виде стипендиальных выплат не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Кроме того, как сообщил председатель Экспертного совета по вопросам студенчества Эдуард Темнов, в течение последнего десятилетия размер МРОТ повышался семь раз, а стипендий – только пять.
Глава думского комитета уточнил, что в рабочем законопроекте какое-либо упоминание о социальных стипендиях и материальной помощи студентам вообще отсутствует. Что же касается академической стипендии, то ее размер в вузах сегодня составляет 1100 рублей, в учреждениях СПО – 400. Существуют еще порядка 60 специальных стипендий (президентские, правительственные, губернаторские, вузовские и т.д.), но они погоды в общей ситуации с обеспечением студентов не делают. Их, как заметил заместитель директора Департамента профессионального образования Минобрнауки РФ Николай Михайлов, выплачивается слишком мало. По его словам, количество социально незащищенных категорий студентов растет. Государство не намерено полностью перекладывать с себя ответственность за решение этой проблемы, однако вузы и регионы также не должны оставаться в стороне. Николай Михайлов заявил, что считает целесообразным скорректировать критерии назначения академической стипендии. По его мнению, необходимо повысить требования к соискателю, а также расширить полномочия студсоветов и других студенческих организаций в распределении стипендиального фонда, четко обозначив при этом степень их ответственности.
Однако, обсуждая развитие самоуправления, представители студенчества говорили о том, что, расширяя права студсоветов, не следует забывать: как правило, эти организации зависимы от руководства вузов и нередко проявляют субъективность в принятии решений. Профсоюзные вузовские организации на круглом столе позиционировали себя как более независимые.
Судя по высказываниям участников заседания, их отношение к студенческой подработке как средству повышения уровня материального обеспечения не однозначно. По мнению одних, работа мешает студентам полноценно набирать знания и осваивать профессию. Другие – и в том числе Николай Михайлов – считают, что государство должно способствовать организации рабочих мест как для аспирантов и молодых преподавателей вузов, так и для учащихся. Замдиректора департамента сообщил, что, по данным на февраль 2011 года, в рамках ФЗ №217 в учреждениях ВПО создано 750 хозяйственных обществ, где более 4 тысяч рабочих мест рассчитаны на студентов. Однако, по его словам, желающих там работать немного, и причиной тому – низкие зарплаты, предусмотренные для таких должностей (в основном лаборантов и инженеров).
А вот с необходимостью полноценного обеспечения студентов производственными практиками и стажировками согласились все. Как было замечено, усовершенствованная практика должна стать гарантией качества получаемого профобразования и действенным подспорьем в трудоустройстве выпускников. По словам Николая Михайлова, “министерство проводит большую работу в этом направлении”, однако работодатели по-прежнему неохотно заключают договоры с вузами на оплачиваемую практику. Интересное предложение по этой теме поступило от представителя студенчества Татарстана: не только усовершенствовать практическую часть вузовского обучения, но и включить ее в общий трудовой стаж.
Обобщенные рекомендации, которые участники круглого стола адресовали Правительству РФ, Минобрнауки и Минздравсоцразвития РФ, а также образовательным учреждениям ВПО и СПО, включают целый ряд предложений по решению проблемных вопросов, поставленных в ходе этого заседания в Госдуме. В их числе – разработка Федеральной целевой программы “Развитие материально-технической базы студенческих общежитий”, обеспечение единых правовых подходов при переходе с коммерческой формы обучения на бюджетную, сохранение нормированной платы за проживание в общежитиях, введение норм, устанавливающих условия определения стоимости платных образовательных услуг, а также фиксирование этой платы в рублях на весь период обучения.

 Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев