К новому звучанию

Академии наук России и Франции настроены работать в унисон

Недавнее заседание Президиума РАН, состоявшееся перед Общим собранием академии, началось с доклада почетного постоянного секретаря Академии наук Франции Катрин Брешиньяк (на снимке) о развитии российско-французского научно-технического сотрудничества.
Гостья РАН напомнила, что история российско-французского научного взаимодействия началась с визита Петра I во Францию в 1717 году. Император посетил Академию наук Франции и получил звание почетного академика. Спустя 300 лет сотрудничество двух стран продолжается. А совсем недавно, в 2018 году, во время Петербургского международного экономического форума главы двух академий приняли решение об активизации отношений.
К.Брешиньяк рассказала, что сегодняшнее взаимодействие России и Франции в области науки имеет несколько целей. Это прежде всего популяризация науки, передача научных знаний в образовательном процессе. Особую роль, по мнению французской исследовательницы, играет независимая научная экспертиза в вопросах социальной жизни. Также важна миссия распространения знаний и сохранения научного и культурного наследия.
РАН и Академия наук Франции сегодня сотрудничают по многим научным направлениям, значимым для отечественных и французских ученых. К.Брешиньяк особо выделила работу академика Николая Макарова, а также археологические исследования на территории Московского Кремля. Она напомнила, что благодаря слаженной работе научных групп двух академий во время археологических раскопок в Смоленске были найдены останки французского генерала, погибшего в ходе наполеоновской кампании. Тест ДНК подтвердил, что останки принадлежат соратнику Наполеона генералу Гюдену. Все это, по словам К.Брешиньяк, вызывает у нее «особые чувства».
Немаловажно, что совместные работы по исследованию останков солдат времен войны 1812 года позволили накопить огромный опыт, помогли освоению новых технологий и способствовали укреплению научных связей. Так, была создана специализированная мобильная лаборатория (активное участие в реализации этого проекта принимал академик Юрий Балега), которая используется для изучения памятников археологии с помощью современных высокоточных неразрушающих методов (термография, рентгенфлуоресцентный анализ, ИК-спектроскопия, оптико-когерентная томография).
Помимо археологии российские и французские научные коллективы выполняют совместные работы в области физики и астрономии.
«Сегодня важно определить, куда мы движемся в этих областях, что необходимо сделать», — отметила французская исследовательница. Отвечая на вопрос о том, чего предстоит достичь ученым двух стран в ближайшие годы, она сказала, что роль академий состоит в том, чтобы «дать синергию группам исследователей», помочь сконцентрировать усилия на перспективных направлениях науки, поставить знания на службу развития и предоставлять независимую экспертизу политикам.
По мнению К.Брешиньяк, важно продолжить работу мобильной лаборатории, а также совместные исследования в области искусственного интеллекта, математики. Последнее связано в том числе и с тем, что в 2022 году в Санкт-Петербурге пройдет важнейшее математическое мероприятие — Международный математический конгресс. Французская исследовательница напомнила, что по количеству присужденных филдсовских премий (одна из наиболее престижных наград в области математики) Россия и Франция суммарно превосходят США.
Еще одно событие состоится в 2024 году, когда две академии планируют провести совместное заседание, посвященное академической кооперации в эпоху холодной войны. «Это важно, поскольку в период разногласий между политиками особенно ценно сотрудничество представителей науки. В годы холодной войны научная кооперация была очень сильна», — отметила К.Брешиньяк.
Глава РАН Александр Сергеев согласился с французской коллегой в том, что у ученых двух стран есть огромное поле для реальной работы. А вопросы сохранения культурного наследия, по его мнению, сегодня обретают совершенно новое звучание, поскольку появляются все более современные методы исследований. В качестве примера А.Сергеев рассказал о посещении лаборатории в Лувре, которая представляет собой настоящий исследовательский центр.