Решить нерешённое

В РАН знают, как справиться с назревшими проблемами

Главной темой последнего перед летними каникулами заседания Президиума Российской академии наук, проведенного в гибридном формате (руководство РАН — очно, остальные участники — в удаленном доступе), стало подведение итогов состоявшейся неделей раньше очередной сессии Общего собрания членов академии.
РАН адаптировалась к новой реальности и в непростых условиях обеспечила нормальную работу высшего органа управления. Не все прошло гладко, но в целом руководство академии довольно результатом, отметил ее глава Александр Сергеев. В дистанционном режиме, по видеосвязи и переписке, удалось собрать мнения членов РАН по принимаемым документам — докладу президенту и правительству о реализации государственной научно-технической политики, рекомендациям по финансированию фундаментальной науки, постановлению собрания, отчету о работе Президиума РАН. А Отделение химии и наук о материалах, как рассказал вице-президент РАН Алексей Хохлов, даже организовало процедуру по всей форме, сохранив тайну волеизъявления благодаря использованию разработанной в МГУ оригинальной программы, основанной на технологии блокчейн.
Результаты голосования руководство Академии наук несколько удивили. Вольное академическое сообщество проявило редкое единодушие в отношении предложенных проектов. Подавляющее большинство членов РАН поддержало заданный А.Сергеевым вектор дальнейшего движения, который был представлен в его докладе в виде «десяти тезисов», направленных на решение давно назревших проблем. Академия предлагает власти разработать основы государственной политики развития науки и технологий, формирования национальной инновационной системы; определить этот документ в качестве базового для создания закона о государственной научной и научно-технической политике; наделить РАН организационно-правовым статусом «Государственная академия», а также правом законодательной инициативы и полномочиями надведомственного экспертного органа; разрешить РАН в этом статусе выступать от имени Правительства РФ в качестве соучредителя научных организаций; добавить в федеральный бюджет раздел по фундаментальным исследованиям и научно-технологическому развитию; разработать механизмы стимулирования бизнеса к развитию и внедрению оте­чественных технологий; определить долю наукоемкой продукции на глобальном рынке как главный показатель научно-технологического развития страны; разработать подходы к оценке научных организаций, не рассматривающие наукометрические данные в качестве определяющих показателей результативности.
Главы отделений рассказали, какие вопросы поднимались в возглавляемых ими структурах во время отчетных мероприятий. Одной из болевых точек, в частности, является состояние научного флота. Председатель Дальневосточного отделения РАН Валентин Сергиенко проинформировал, что обещанные министерством деньги на ремонт морских и океанических судов пришли со значительной задержкой и проведение многих экспедиций текущего года оказалось под вопросом. Об отсутствии средств на поддержание речного и озерного флота и срыв намеченных исследований сообщил и председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон. Академики выражали недовольство в связи с невозможностью ученых всерьез влиять на ситуацию с ремонтом и строительством судов: в Минобрнауки их слушают, но делают по-своему.
Научный руководитель Института океанологии РАН академик Роберт Нигматулин назвал поведение чиновников в отношении флота настоящим саботажем. Он рассказал, что судостроители, которым были переданы одобренные Институтом океанологии проекты двух новых больших кораблей, на свой вкус их подправили и тем самым испортили. На контакт с учеными чиновники и производственники не идут. По мнению Р.Нигматулина, цена заказа (28 миллиардов рублей) завышена вдвое, то есть  вся эта деятельность явно «окрашена коррупцией».
— Во всем мире за исполнением таких заказов следят научные институты, а не чиновники, которые ничего в этом не понимают, — отметил академик.
Он предложил от «писания писем и телефонных разговоров» переходить к более решительным действиям: «стукнуть кулаком по столу и обратиться в верхние инстанции». А.Сергеев напомнил о том, что министр согласился провести совещание по флоту, и выразил надежду, что такая встреча в ближайшее время состоится.
Обсуждалось на заседании и состояние дел в агронауке. Оказывается, в верхах сейчас рассматривается предложение Министерства сельского хозяйства о передаче в его ведение 16 академических институтов соответствующего профиля. РАН и Минобрнауки едины в том, что намеченная реорганизация нецелесообразна. Как отметил А.Сергеев, Минсельхоз мотивирует свою позицию тем, что сегодня деятельность этих институтов не создает желаемого перетока сгенерированного знания в конкретные приложения. Между тем перед министерством поставлена задача «встряхнуть» агропромышленный комплекс страны, в частности, резко увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции.
— Отстаивая свою позицию, мы должны быть готовы разделить с министерством ответственность за выполнение государственных решений, — подчеркнул А.Сергеев.
Доводить до производства результаты ученых становится все сложнее, посетовала вице-президент РАН Ирина Донник. Минобр­науки постоянно реструктуризирует опытно-производственные хозяйства и раздает земли опытных станций и институтов.
Продолжается передача академических организаций вузам без согласования с РАН и коллективами, сообщил В.Сергиенко. Он рассказал о начавшемся переводе Центральной научной библиотеки ДВО РАН в ведение Дальневосточного федерального университета.
Многие представители отделений поднимали вопрос о недостаточном финансировании фундаментальных исследований, в частности, о хронической нехватке средств на оборудование. Особенно тяжелая ситуация складывается в организациях второй и третьей категорий, заявил В.Пармон. Многие из них являются «центровыми игроками» на своих направлениях, но в программе обновления материально-технической базы в рамках нацпроекта «Наука» не участвуют.
— Думаю, надо к этому вопросу возвращаться вместе с вопросом об увеличении доли ВВП, которая идет на фундаментальную науку, — резюмировал А.Сергеев.
Он предложил внести пункты по приборной базе и научному флоту в постановление Общего собрания. Вице-президент РАН Андрей Адрианов проинформировал, что кроме «десяти тезисов» А.Сергеева в документ включены очередное заявление РАН по РФФИ, предложение Владимира Фортова по дебюрократизации науки, решение о создании в РАН своего издательского дома.
Если не случится ничего экстраординарного, на следующее заседание Президиум РАН соберется в сентябре. Ноябрьскую научную сессию Общего собрания предполагается посвятить 75-летию атомной отрасли. Это мероприятие академия проведет совместно с Росатомом.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев