Секрет выживания

Сосуществование летучих мышей с большим количеством болезнетворных вирусов может быть связано с изменениями в их иммунной системе. Об этом пишет New York Times.

В связи со вспышкой коронавирусной инфекции в Китае, источником которой могут быть летучие мыши, газета New York Times опубликовала обзорную статью, посвященную особенностям иммунной системы рукокрылых. Среди экспертов издания — президент альянса EcoHealth (EcoHealth Alliance) Питер Дашак (Peter Daszak), который работает в Китае уже 15 лет, изучая болезни, передаваемые человеку от животных. По его словам, есть довольно веские доказательства того, что новый коронавирус происходит от самого распространенного местного вида летучих мышей — китайских подковоносов. Если это так, то новый коронавирус дополнил длинный ряд других вирусов, носителями которых являются летучие мыши. Коронавирусом летучих мышей были вызваны прошлые эпидемии острых респираторных заболеваний SARS и MERS, а также эпидемия смертельного вирусного заболевания свиней. Сами летучие мыши при этом не болеют, а кроме того, они — природные резервуары для вирусов Марбурга, Нипах и Хендра, вызывающих заболевания человека, вспышки которых отмечались в Африке, Малайзии, Бангладеш и Австралии. Этих же животных считают природным источником вируса Эбола. Единственное вирусное заболевание, которое поражает самих переносчиков-летучих мышей, — бешенство. Наука давно пытается понять, как эти животные смогли выжить, будучи носителями стольких вирусов, и результаты одного из недавних исследований предполагают, что ответ на этот вопрос кроется в эволюционной адаптации к полету, изменившей иммунную систему рукокрылых.
В 2018 году в журнале Cell Host and Microbe была опубликована статья китайских и сингапурских исследователей, которые изучали внутриклеточные системы обнаружения экзогенных, то есть имеющих внешнее происхождение, ДНК у летучих мышей. Авторы исходили из того, что у этих животных такая ДНК может образовываться в большом количестве из-за разрушения клеток, вызванного большими затратами энергии в полете. Млекопитающие умеют такую ДНК выявлять и реагируют на нее как на сигнал возможного попадания в организм болезнетворного агента. Нормальная реакция — это воспаление, вызывающее, в частности, гибель вирусов. Но, как обнаружили авторы, в ходе эволюции летучие мыши утратили некоторые гены воспалительного ответа. Это объясняется большой нагрузкой, которую оказывает воспаление на организм, и без того нуждающийся в дополнительной энергии для полета. Воспалительный ответ у летучих мышей ослаблен, но он есть, что позволяет им поддерживать равновесное состояние, при котором противовирусный ответ эффективен, но не слишком.