Стоит благодарности

Чем запомнится программа МКБ

Хочу поблагодарить редакцию «Поиска» за публикацию «Две судьбы одной программы» (№14, 2019), посвященную программе Президиума РАН «Молекулярная и клеточная биология» (МКБ) . Эта тема мне далеко не безразлична: МКБ сыграла огромную роль не только в моей личной и профессиональной судьбе, но, думаю, и вообще в развитии науки в России.
После тяжелых 90-х с практически отсутствующим финансированием и первых небольших грантов РФФИ эта программа подействовала на нас, оставшихся в России и пытавшихся делать науку мирового уровня, как живительный дождь. Не только невиданно большие по тем временам гранты, которые позволяли не считать копейки на расходные материалы и даже покупать дорогое современное оборудование, не только предельно упрощенная процедура заявок и отчетов — самым главным была абсолютная прозрачность конкурсной процедуры. Была создана система оценки публикаций, которая до сих пор мне кажется совершенной. Основным критерием было качество статей, отражаемое импакт-фактором журнала (общее количество цитирований, поделенное на число статей в журнале). Импакт-факторы всех статей группы суммировались, таким образом, количество тоже принималось во внимание. Помимо импакт-фактора журнала учитывались места членов коллектива в списке авторов. Таким образом ученые, являвшиеся ключевыми исполнителями работы, получали преимущество перед другими соавторами. Таблица с суммарными баллами участников конкурса размещалась в Интернете в открытом доступе, благодаря чему все могли оценить заранее свои шансы, исправить ошибки в подсчетах или подать апелляцию. Наверняка и при этой системе кто-то чувствовал себя обиженным, но, думаю, таких было существенно меньше, чем в других конкурсах. И как же радостно было победить в честной борьбе, обеспечив свою группу возможностью спокойной и счастливой работой на пять лет вперед.
Грант МКБ давался, по сути, за достижения прошлых лет: тебе открывали кредит доверия, который нужно было оправдать новыми хорошими публикациями. Пятилетний срок одного цикла программы был, несомненно, оптимальным: удавалось довести работу от замысла до воплощения, оформленного статьями в лучших журналах. Спокойная и целенаправленная работа приносила плоды: численность сотрудников моей лаборатории выросла вдвое, так как мы имели возможность после защиты оставлять молодых ученых в институте, причем с хорошей зарплатой, дававшей людям возможность содержать семьи. Наши участники проектов МКБ защитили три докторских и семь кандидатских иссертаций, ездили в экспедиции и на конференции по всему миру, но ни один человек не уехал за границу навсегда. Живя в России, мы смогли работать на мировом уровне, завоевать безусловный авторитет в своей области.
Мы получали гранты МКБ трижды. Накопленный багаж позволил нам выиграть конкурс РНФ для лабораторий мирового уровня.
В прежнем виде программы уже нет. Однако она осталась в памяти многих как образец разумной организации, а также уважения и доверия к ученым со стороны финансирующей структуры — доверия, которое невозможно не оправдать.

Елизавета БОНЧ-ОСМОЛОВСКАЯ
член-корреспондент РАН, заведующая отделом экстремофильных микроорганизмов ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН

Нет комментариев