Ускорение на дистанции - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Ускорение на дистанции

Переход в онлайн-режим подгоняет прогресс вуза

После внеплановых каникул в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», как и во всех российских вузах, возобновилось обучение в новом, дистанционном, формате. НИЯУ МИФИ и до карантина проводил часть лекций, используя онлайн-платформы в образовании. При этом МИФИ – инженерный вуз, где часть учебного процесса основана на практической работе со сложным оборудованием. «Поиск» выяснил, как университет сочетает «цифру», теорию и практику в условиях новой реальности.
Все в курсе
Как показал опыт, для развития цифровой среды необходимы соответствующая инфраструктура, контент и подготовленные специалисты.
В марте команде МИФИ пришлось резко ускорить темпы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, чтобы ответить на новый и неожиданный вызов: за короткий срок перевести тысячи студентов и преподавателей на дистанционный режим. Задача не из легких даже для национального исследовательского университета.
Здесь пригодился многолетний опыт работы НИЯУ МИФИ с крупными образовательными онлайн-платформами: Coursera, EdX, «Открытое образование», «Универсариум». На начало 2020 года команда МИФИ подготовила и разместила на них около сотни массовых открытых онлайн-курсов (МООC). Число их слушателей за последние пять лет превысило 400 тысяч человек, причем это не одни студенты, но и люди с высшим образованием, желающие повысить квалификацию, получить новые знания. Только на платформе «Открытое образование» на курсах НИЯУ МИФИ за 2019 год прошли обучение 50 тысяч слушателей. А в сложившейся ситуации к концу марта нынешнего года на онлайн-курсах вуза обучались уже около 30 тысяч человек, из которых более 5000 – студенты НИЯУ МИФИ, включая учащихся  широкой филиальной сети вуза.
По мнению педколлектива НИЯУ МИФИ, дистанционный формат очень важен в учебном процессе, поскольку снимает рутинную лекционную нагрузку с преподавателя и позволяет сконцентрировать внимание на лабораторных, практических занятиях.  Сейчас в МИФИ действуют две видеостудии, где специалисты профессионально занимаются съемкой, монтажом, созданием видеоконтента. Кстати, видеолекции, созданные в студиях МИФИ, очень интересны с точки зрения подачи материала: они снабжены качественной видеографикой и даже мультипликацией. В марте появилась острая необходимость действовать ускоренными темпами, и вуз в ближайшее время открывает еще три видеостудии, чтобы постоянно увеличивать объем производства качественного контента и последовательно переводить все основные предметы в дистанционный формат.
В режиме реального времени
Готовые онлайн-курсы НИЯУ МИФИ составляют около 20% общего учебного материала. Поэтому параллельно с их созданием университет практикует дистанционное обучение в режиме реального времени.
– Для удаленных занятий мы пользуемся в первую очередь платформами Skype for Business, Zoom, WebEx. Эти технологии позволяют вести онлайн-трансляцию, не применяя специально записанный на студии материал, – сообщил Валентин Климов, заместитель директора Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ. – До карантина преподаватели проводили эти занятия из аудиторий, оснащенных специальным оборудованием, а студенты подключались из дома или общежитий. Но с 6 апреля все текущие занятия преподаватели ведут по расписанию уже из дома.
Как пояснили в вузе, одна из основных проблем массового перехода к онлайн-обучению в первую очередь связана с неготовностью к нему большинства преподавателей:  есть сотрудники старшего поколения, которые не в полной мере успели освоить работу с новыми технологиями. В МИФИ решили этот вопрос, создав систему ассистирования. К опытному возрастному преподавателю прикреплен молодой сотрудник подразделения, который приезжает на дом к  профессору и вместе с ним проводит занятия. Эта методика, по оценке руководства, работает в двух направлениях: молодежь помогает старшему поколению осваивать новые технологии, а старшее поколение, в свою очередь, передает молодым коллегам методику подачи учебного материала.
В виртуальных лабораториях
Сейчас в вузе действует электронная система управления обучением LMS (Learning Management System). В МИФИ работают две активные платформы – online.mephi.ru и  LMS «Вектор». Преподаватели  загружают в систему свои учебные материалы, а студенты получают удаленный доступ к образовательным ресурсам из дома или общежитий.
Реальные лабораторные работы в МИФИ заменили на виртуальные аналоги с использованием различных симуляторов и онлайн-лабораторных. Студенты удаленно получают доступ к стенду, работают на эмуляторе, дистанционно управляя реальным физическим устройством. По оценкам В.Климова, в ближайшее время доля технологий виртуальной реальности в инженерной практике будет нарастать.
– Уверен, что технологии VR (технология виртуальной реальности), AR (технология дополненной реальности) в образовании будут развиваться в ближайшее время семимильными шагами. Уже сейчас мы видим, что все силы наших коллег направлены на освоение и разработку новых методов создания нового контента, перевод традиционных форматов в дистанционные. Пандемия послужила дополнительным толчком к освоению новых технологий, и этот момент нам нужно грамотно использовать.
Одна из проблем, с которой неизбежно столкнутся вузы во время ближайшей весенней сессии, – проведение экзаменов в онлайн-формате. В МИФИ уже готовятся к предстоящим зачетам и экзаменам – началось тестирование системы дистанционного контроля и системы распознавания лиц.
Переход в онлайн-формат – это еще и возможность поднять уровень обучения в 11  филиалах МИФИ, расположенных в нескольких регионах России. Студенты и преподаватели в малых городах слушают лекции выдающихся ученых, знакомятся с методическими и научными наработками московской площадки вуза.
Пандемия пройдет, а новые технологии в учебном процессе останутся, уверены в НИЯУ МИФИ.
– Применение дистанционных форм обучения очень удобно и даже необходимо в ряде случаев, – отметил В.Климов. – Например, такой формат хорошо подходит для обучения иностранных студентов, которые могут получать знания, не пересекая государственных границ, или для людей с ограниченными возможностями. Часть студентов может не брать академический отпуск по семейным обстоятельствам и таким образом не прерывать обучение на длительный период. Думаю, мы все равно бы пришли к массовому внедрению дистанционных форматов, просто сейчас мы сделали это очень быстро. Поэтому после возвращения в обычный режим все эти наработанные материалы обязательно будут использоваться и позволят вузам усовершенствовать учебный процесс.
В 2019 году команда НИЯУ МИФИ выиграла грант Минобр­науки на создание международного научно-методического центра с целью совершенствования системы подготовки научно-педагогических кадров в области математики и цифровых технологий. В течение двух лет специалисты МИФИ будут обучать 3500 преподавателей из различных регионов России цифровым компетенциям, чтобы после окончания цикла курсов они передавали знания и развивали цифровые технологии уже в своем городе, регионе. Этот дополнительный ресурс в МИФИ планируют использовать для более активного и широкого перехода в онлайн-формат.

Олеся ПЕНКИНА

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2