Возраст не помеха - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Возраст не помеха

Признаки обновления нервных клеток обнаружены в головном мозгу пожилых людей. Об этом сообщает The Scientist.

Новые нейроны образуются в головном мозгу здоровых взрослых людей, но нейрогенез существенно снижен у пациентов с болезнью Альцгеймера, рассказывает мартовский номер журнала Nature Medicine. «Это первое по-настоящему строгое доказательство снижения уровня нейрогенеза у пациентов с болезнью Альцгеймера», – сказал эксперт издания The Scientist Синьюй Чжао (Xinyu Zhao) из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison). Авторы исследования предполагают, что выявление способа стимуляции нейрогенеза могло бы способствовать лечению нейродегенеративного заболевания. Их статья вновь поднимает вопрос о возможности образования новых нейронов во взрослом человеческом мозгу. Год назад были опубликованы данные, полученные при изучении посмертных образцов ткани головного мозга или извлеченных у больных эпилепсией, свидетельствующие об обильном нейрогенезе, хотя незадолго до того другая группа исследователей сообщила об отсутствии новых нейронов в подобных образцах. В нынешней работе Мария Ллоренс-Мартин (María Llorens-Martín) из Автономного университета Мадрида (Autonomous University of Madrid) и ее коллеги проанализировали ткани мозга от 13 здоровых индивидуумов, которым было от 43 до 87 лет, и 45 пациентов с болезнью Альцгеймера в возрасте от 52 до 97 лет. В комментарии для The Scientist Ллоренс-Мартин отметила, что «самый важный фактор – фиксация образцов». Авторы проверяли, насколько время фиксации, нахождения образцов в консервирующем растворе влияло на обнаружение новых нейронов, присутствие которых обычно определяется по белку даблкортину. Этот белок производят незрелые нейроны. Результаты исследования показали, что оптимальное время фиксации образцов – от двух до 12 часов, после 24 часов выявить даблкортин невозможно. Методика подготовки образцов Ллоренс-Мартин несколько отличается от той, что использовалась в работе, не обнаружившей новых нейронов во взрослом мозге.
Строго следуя протоколу обработки образцов, Ллоренс-Мартин с коллегами идентифицировали тысячи незрелых нейронов в зубчатой извилине – участке гиппокампа, который имеет отношение к формированию памяти – у здоровых с точки зрения неврологии людей, даже когда им было за 80. По данным испанских нейробиологов, с возрастом нейрогенез постепенно ослабевал, но число незрелых нейронов у здоровых людей было неизменно выше, чем у пациентов с болезнью Альцгеймера, независимо от их возраста. Как отмечают авторы, утрата нервных клеток обнаруживается на ранней стадии заболевания, когда еще даже не начали образовываться характерные для него амилоидные бляшки.